Анализ результатов адаптации детей первой младшей группы к условиям детского сада. Лист адаптации в детском саду – образец заполнения Адаптационные листы для детей раннего возраста бланк

Рекомендации педагогам по заполнению адаптационного листа на ребенка Адаптационный лист заводится для каждого ребенка индивидуально, в нем указываются ФИО ребенка, дата рождения, дата поступления в ДОУ, возраст при поступлении (что важно в случае поступления ребенка в эпикризные сроки 1.3, 1.6, 1.9 и т.д., доказано, что в эти периоды нервная система ребенка наиболее возбудима), также указывается группа здоровья. Лист адаптации заполняется психологом и педагогом в установленные сроки. В процессе наблюдения за детьми педагоги обращают внимание на аппетит, сон, эмоциональное состояние ребенка, активность речевую и игровую, установление ребенком контактов со взрослыми и сверстниками, реакции на ситуативные изменения (например, режимные моменты), также воспитатели регулярно опрашивают родителей на предмет изменений в поведении ребенка дома, уточняют какие именно изменения наблюдаются. Оценка параметров осуществляется в балловой системе, педагоги ежедневно производят оценку по следующей схеме. Адаптационный лист заполняется педагогом до момента полной адаптации ребенка к условиям ДОУ, но не более 2­х месяцев. По прошествии указанного времени педагоги и психолог должны сделать выводы, как прошла адаптация ребенка по различным критериям. При оценке адаптации учитывается частота заболеваемости, возраст ребенка, эмоциональное состояние, контактность. При выявлении нарушений педагогами и психологом даются рекомендации родителям, которые помогут им и дошкольнику максимально быстро приспособиться к новым условиям (например, изменить режим дня ребенка дома в соответствии с режимом детского сада, изменение меню ребенка и т.д.). Считается, что хорошая адаптация ограничивается 15 днями пребывания в детском саду, средняя 15­25 и тяжелая занимает более 25­30 дней. Дети, у которых тяжело протекает адаптация, требуют особого внимания педагога­психолога. В первые дни посещения ребенком дошкольного учреждения родителям можно предложить заполнить анкету. Сведения, отраженные в анкете, необходимы педагогу, персоналу детского сада, психологу. Например, может оказаться, что у ребенка аллергия на определенные продукты. Об этом следует проинформировать повара, медсестру. Анкета полезна и родителям. Редко встречаются взрослые, которые на вопрос о том, «самостоятельно ли одевается ваш ребенок» или «аккуратно ли он ест», с удовольствием отвечают «нет». Подобные вопросы заставляют родителей задуматься, на что нужно обратить внимание в развитии ребенка. Анкета, с одной стороны, является инструментом, который дает родителям возможность увидеть результат воспитания малыша, а с другой – предлагает взрослому конкретные направления в развитии ребенка.

Родители приняли решение: ребенка нужно отдать в детский сад. Этому решению предшествовали часы тревог и раздумий, переживаний и сомнений. Как малыш адаптируется к новым условиям? Не будет ли плакать? Не заболеет ли? Какие там люди? Как его встретят? А если?.. А вдруг?..
Все правильно. Думать и тревожиться есть о чем. И, безусловно, малыша нужно готовить к детскому саду заранее. В чем же конкретно должна заключаться подготовка малыша к детскому саду? И что можно сделать, чтобы его адаптация к детскому саду прошла относительно безболезненно?

Живя в семье, малыш привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.
Поэтому первый этап подготовки малышей в детский сад мы начинаем со сбора информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в детской поликлинике, на педиатрических участках). Открыткой или через объявления в детской поликлинике, на молочной кухне приглашаем родителей на заседания «Школы матери». В августе мы составили планы работы совместно с медиками. «Школа матери» работает ежемесячно. Раньше она существовала при детской поликлинике, а в этом учебном году была реорганизована в «Клуб для родителей» при детском саде.
Здесь решаются многие проблемы, связанные с поступлением малыша в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.
Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду - знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада. Формы этой работы:
- индивидуальные консультации;
- проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы;
- открытые детские праздники («Новый год», «Весна красна», «Масленица» и т.п.);
- знакомство родителей с соответствующей литературой из «Библиотеки детского сада».
Главное на этом этапе - это привыкание малыша к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.
Итак, родители уже хорошо ориентируются во всех условиях жизни детей в группе. Теперь нужно, чтобы у них установились доверительные отношения с сотрудниками детского сада.

Основные принципы нашей работы по адаптации детей следующие:

1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу.
2. Постепенное заполнение групп (прием 2-3 малышей в неделю).
3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность пребывания с мамой).
4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
5. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.
6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Н.МЕЛЬНИКОВА,
заведующая детским садом № 59, г. Ярославль

АДАПТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

ПРИЛОЖЕНИЕ К АДАПТАЦИОННОМУ ЛИСТУ

Эмоциональное состояние

«+ +» - ребенок с удовольствием идет в группу. Не плачет, преобладают положительные эмоции. Ведет себя адекватно.
«+» - ребенок плачет при расставании с родителями, но быстро успокаивается. На протяжении дня преобладает хорошее настроение.
«+ -» - переменное состояние ребенка. Он то успокаивается, то начинает плакать.
«-» - ребенок постоянно плачет, не может успокоиться.

«+ +» - отличный аппетит. Ребенок ест с удовольствием, самостоятельно.
«+» - хороший аппетит. Ребенок ест самостоятельно.
«+ -» - ест без аппетита, просит, чтобы его покормили.
«-» - отказывается от еды.

«+ +» - быстрое, спокойное засыпание, глубокий сон.
«+» - ребенок засыпает не сразу, сон спокойный, глубокий.
«+ -» - ребенка приходится укачивать, засыпает с соской.
«-» - ребенок не засыпает, плачет. Приходится находиться рядом с ним. Сон поверхностный.

Адаптационный лист заполняется в течение месяца пребывания ребенка в детском саду.
Затем на основании данных адаптационного листа, наблюдений воспитателей и специалистов и заполненной родителями анкеты делается вывод о степени адаптации ребенка (легкая, средняя, тяжелая) и даются рекомендации по индивидуальной работе. Выводы заносятся в «Дневник развития ребенка».
На адаптационном листе пишутся выводы мини-педсовета. Мини-педсоветы по адаптации проводятся один раз в месяц.

Анализ адаптационного периода

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Итак, адаптацией принято считать процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к условиям.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс для ребенка.

Дети с разным типом нервной деятельности адаптируются к условиям

детского сада по-разному. У одних детей адаптация проходит в легкой степени,

другие дети переносят кризис тяжѐлой адаптации, которая приводит к

длительным и тяжелым заболеваниям. У таких детей преобладают агрессивно-

разрушительные реакции, активное эмоциональное состояние, либо отсутствует

активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях.

Адаптация у нас в группе прошла ровно. Степень адаптации в основном была легкая и средняя, только у 2х детей тяжелая. Детей оставляли в группе постепенно. В начале ребенка оставляли на 2 часа, потом неделю до 12 часов, далее до 2х, до 3х часов вечера. Так постепенно дети привыкали к детскому саду.

У детей с легкой степенью адаптационный период, в среднем, длился около 16 рабочих дней. В течение дня преобладало радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Они активно контактировали со взрослыми детьми, окружающими предметами. За отведенный промежуток времени, заболеваний отмечено не было. Легкая степень составляет-46%

У детей со средней степенью адаптации были отмечены незначительные, кратковременные отклонения в эмоциональном фоне, в основном при расставании с родителями, и добавлением в режим дневного сна. Адаптационный период у детей длился до 30 рабочих дней, были зарегистрированы незначительные заболевания, типа конъюктивита, ОРВИ.

Средняя степень составляет-36%

У двоих детей раннего возраста – тяжелая степень –адаптационный период проходил около 2-х месяцев, в течение которого девочки перенесли несколько раз
ОРВИ. Тяжелая степень составляет -18% В данный момент, все дети успешно адаптированы, в течение дня эмоциональный фон стабильный, поведенческие реакции адекватны ситуациям.

С родителями проводились беседы и консультации на темы «Жизнь в детском саду и дома», «Адаптация детей», «Кризис 3-х лет». Просили родителей принести любимую игрушку ребенка, чтобы ребенку было комфортно адаптироваться к группе, к детям.

А также мы оценивали состояние детей в период адаптации к условиям детского сада с помощью карты наблюдений, заполняли индивидуальные листы адаптации. В первые дни знакомили детей с групповой комнатой, с туалетной комнатой, со спальной, с игровой зоной, с участком. По результатам проведенного консультирования родителей обозначали для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные этих работ позволяли нам грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями, а также воспитательно-образовательный процесс с детьми.

Таким образом, процесс привыкания детей к условиям детского сада прошла успешно. Положительным являлось и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкали к детскому саду безболезненно. Но хочется отметить, что были небольшие сложности с детьми сотрудников, т.к. ребенок видел свою маму на прогулке и в детском саду, поэтому адаптация затягивалась.

АДАПТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Дата поступления ____________

Ф.И. ребенка___________________________________________ Дата рождения_______________ Возраст к моменту поступления в ДОУ _____________

Итог

Аппетит ребенка

3 Очень хороший аппетит,

съедает все с удовольствием

2 Нормальный аппетит,

ест до насыщения

1 Аппетит выборочный, но

Насыщенный

1 Отвергает некоторые блюда, капризничает

2 Приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго,без охоты

3 Отвращение к еде, кормление мучительно

Сон ребенка

3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро

2 Сон спокойный

1 Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго

1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне

2 Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне

3 Отсутствие сна, плач

Эмоциональное состояние

3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен

2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен

1 Иногда задумчив, замкнут

1 Легкая плаксивость, хныканье

2 Плач за компанию, плач приступообразный

3 Сильный плач, подавленное настроение

Социальные контакты

3 Много друзей, охотно играет с детьми

2 Сдержан,просится на руки, неохотно играет с детьми

1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут

1 Невесел, с детьми не контактирует даже если играет

2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры

3 Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть

Количество баллов

Итог

Легкая форма

адаптации

Средняя форма

адаптации

Усложненная форма адаптации

Дезадаптация

Сводный адаптационный график, заключение психолога

Легкая форма адаптации :

Поведение ребенка нормализуется в течение от 7 дней до 2 недель. Ребенок соответственно норме прибавляет в весе, не более в течение 1-го месяца. Сохраняет нормальное эмоциональное состояние, хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, адекватная реакция на любое предложение воспитателя. Такие дети имеют определенные знания, стремятся к активным самостоятельным действиям. Обращаются к взрослым лишь в случаях, когда необходимо что-либо выяснить.

Средняя форма адаптации:

Сдвиги нормализуются в течение месяца от 15 дней до 4 недель, ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней. Настроение у ребенка сохраняется хорошее, спокойное, иногда задумчив. Спит спокойно, не скоро засыпает и не надолго. Аппетит выборочный, но насыщенный. Поведение таких детей определяется потребностью в сотрудничестве и получение от взрослого сведений об окружающем, легко воспринимают расставание с близкими в первые дни.

Усложненная форма адаптации:

Адаптационный период длится от 25 дней до 2 месяцев. Ребенок не весел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру. Засыпает с хныканьем, тревожен во сне. Ест долго, неохотно, отвергает некоторые блюда, капризничает. Отсутствие близких, их внимания, ласок вызывает у детей тревогу, плач, беспокойство, постоянное ожидание родных. Это мешает им воспринимать окружающее и действовать в новой обстановке согласно предложениям и требованиям воспитателя.

Дезадаптация: Длительность адаптации от 2 до 6 мес. Ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение. Действия ребенка становятся хаотичными, беспорядочными. Часто он как-будто сживается в комочек, стремиться уединиться, избежать всего, что его окружает. Иногда переживания сопровождаются повышением температуры, повлением сыпи, частым мочеиспусканием. Ребенок не дружелюбен, агрессивен, наблюдаются частый плач, отсутствие сна, плохой до отвращения аппетит.

от 26.08.16г.

Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста к ДОУ 2015-2016 учебный год

27 детей. Из них 11 девочек и 16 мальчиков. Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ — с 2 часов до перехода на полный день.

С момента поступления ребёнка в группу раннего возраста старший воспитатель, педагог-психолог, медицинская сестра совместно с воспитателями группы осуществляли наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению.

Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведённых на каждого ребёнка группы. Параметрами наблюдения стали следующие категории:

  • эмоциональное состояние (настроение)
  • аппетит во время завтрака, обеда, полдника
  • характер сна и длительность засыпания
  • проявления активности в игре, на занятиях, в речи
  • взаимоотношения с детьми
  • взаимоотношения со взрослыми

На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно – развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, спокойная музыка перед дневным сном, лечебно – профилактические мероприятия, организованная игровая деятельность.

Для родителей в период адаптации организованы следующие мероприятия: индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей, консультации по организации режима дня в период адаптации, рекомендации по профилактики заболеваемости и дезадаптации, родительские собрания по возрастным особенностям детей и др. Ежедневно родители могли получить индивидуальные консультации по любым интересующим вопросам у воспитателя, педагога – психолога, медицинской сестры и администрации. Был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Я иду в детский сад»», составлен облегчённый план воспитательно – образовательной работы с детьми в период адаптации, который позволил воспитателям мягко облегчить детям привыкание к новым условиям жизни

Этапы деятельности в адаптационный период:

  • Сбор информации о детях группы через беседы с родителями и анкетирование.
  • Ознакомление детей с пространством группы, с другими детьми и воспитателями, с помощником воспитателя.
  • Наблюдения за реакциями детей в группе, ведение адаптационных листов.
  • Определение зон особого внимания, внесение в группу любимых домашних игрушек для облегчения адаптации.
  • Оценка педагогами своих действий по работе с детьми и родителями воспитанников.
  • Планирование работы с детьми.

Выводы:

  • Создана эмоционально благоприятная атмосфера в группе, которая обеспечивает психологическую безопасность каждого ребенка.
  • Проведение родительских собраний на актуальные темы, размещение актуальной информации в приемной, организация индивидуальных консультаций по запросу родителей.
  • Доверие воспитателям, как детьми, так и родителями воспитанников.
  • Удовлетворение потребности в физическом, интеллектуальном и эстетическом развитии.
  • Систематический учет воспитателями возрастной специфики.
  • Выделение в группе зон: игровая с учетом гендерного подхода, уголок природы, место уединения, дидактический стол, спортивный и сенсорный уголок, игрушки- каталки для двигательной деятельности.

В результате проведенных мероприятий и наблюдений можно сделать следующие выводы о процессе адаптации детей к ДОУ:

  • Лёгкая адаптация – 20 детей -70%
  • Средняя адаптация – 4 ребенка — 18%
  • Адаптация тяжёлая – 3 детей — 12%

Результаты течения адаптации свидетельствуют об успешном психолого-педагогическом сопровождении детей раннего возраста.

Для 3 детей (12%) острая фаза адаптации ещё не завершилась , Основные причины протекания адаптации в тяжёлой форме у этих детей: частые заболевания, неподготовленность к режиму и питанию в детском саду (несмотря на рекомендации), сильная привязанность к родителям, отсутствие единства требований в воспитании ребёнка.

С родителями детей, чей адаптационный период протекал в тяжёлой форме, были проведены индивидуальные консультации, а также вывешен наглядный материал на информационном стенде.

Таким образом, благодаря совместным скоординированным усилиям педагогического коллектива детского сада адаптация детей прошла относительно благополучно.

ст. воспитатель Чувашева Л.П.