Мордовские свадьбы обычаи. Дела семейные. Семейный уклад мордвы

Мордовия − республика, где чтут традиции предков, но одновременно с этим, идут в ногу с прогрессом. Сегодня, как и прежде, мордовская свадьба, традиции которой складывались не одно столетие, проходит в виде представления. На празднике царит атмосфера самобытности и национального колорита. Трагичные сцены и причитания невесты, которая покидает родительский дом, переплетаются с задорными песнями, и плясками в избе молодого человека.

Мордовские традиции начинаются со сватовства, в ходе которого родители парня объявляют будущим родственникам о выборе суженой для своего сына. Обязательно спрашивают согласия барышни выйти замуж и только, если она говорит «да», начинается обсуждение предстоящего события.

Церемония включает обряд запой, который наступает через семь дней после сватовства. Родня молодого человека снова приходят с визитом в избу девицы, приносят ей подарки. Это могут быть украшения, платки и другие предметы. Хозяева приглашают гостей за стол и угощают их различными вкусностями. Будущая свекровь во время вручения подарков невестке по обычаю поет песню. Затем невеста благодарит всех за подарки, а родители оговаривают дату свадьбы и место ее проведения.

Подготовка к свадьбе

После запоя начинается активное приготовление к свадебному торжеству. Новобрачная готовит для будущих родственников подарки. В обязательном порядке эти дары должны быть приготовлены девушкой собственноручно. Раньше девушки ткали рубашки, вышивали вручную платки или полотенца.

Безусловно, требуется подготовить огромное количество для будущей родни. Сделать это в короткий промежуток времени практически невозможно, поэтому девушка готовит презенты за несколько лет до предполагаемого сватовства.

Угощение кашей и расплетение косы

Современное мордовское бракосочетание, обычаи которого включают угощение кашей и расплетение невестой косы, сопровождается причитаниями. Кашу невесте приносят родственники, она ее пробует и причитает о том, что скоро ей предстоит покинуть отчий дом. Невеста продолжает причитать и после того, как гости, угощавшие ее кашей, покинут дом. В этот момент она сама или с помощью матери расплетает косу и повязывает голову алой лентой.

Непосредственно за день до свадьбы девушка с родителями очищает сундук от нечистой силы и укладывают в него следующие вещи. В центр сундука кладут каравай, на него монетку. Монетки укладывают и по углам сундука. Не забывают положить в сундук лапти, чашку и ложку.

Свадьба

Мордовская свадьба обряды включает в зависимости от местности проживания молодоженов. Но торжество неизменно проводится как в доме девушки, так и у жениха. В родительском доме девушки в окружении подруг ждет появления жениха в коридоре. После выкупа гости со стороны жениха приглашаются в дома и все садятся за стол. Прежде, чем отправиться на венчание, девушка просит благословения у своих родителей.

После венчания свадебное торжество продолжается в избе жениха. Перед благословением родителей жениха, разбивается глиняный кувшин, под ноги молодых бросают зерна пшеницы. После праздничного застолья свекровь подходит к невестке и говорит ей особенные слова. Этот обряд символизирует о том, что теперь в этой избе раньше всех вставать и позже ложиться спать будет именно молодая жена.

Свадьба - одно из наиболее важных событий в жизни семьи. Традиционные обряды, приуроченные к разным ее этапам, должны были способствовать её благополучному ходу, а также объявлять о событии односельчанам и родственникам. Свадебные обряды Мордвы отличались большой сложностью и разнообразием, что определялось особенностями расселения, многообразием контактов отдельных групп этноса с соседями:

  • Нередко, невесту жених попросту воровал. Правда, не сам: похищение организовывали его родственники. Происходило это во время во время того, как девушка выходила за водой к озеру, или рано утром во время гонитьбы скота на водопой. Её запирали в хлеву или клети у кого-то знакомых жениха и не выпускали, пока та не давала согласие на свадьбу. Такие умыкания невесты просуществовали вплоть до начала 20 века.
  • Когда родители жениха находили подходящую партию для сына , то, решив свататься, отец должен был взять горбушку хлеба, вытащить оттуда мякиш и заполнить медом. Ночью он садился на лошадь и клал эту горбушку на воротный столб невесты, после чего стучал кнутом в окно, говоря хозяину, что приехал свататься к его дочери и уезжал, что есть силы. За ним тут же организовывали погоню, и, если догнать отца жениха удавалось, эту горбушку ему возвращали, давали отказ в свадьбе и избивали. В противном же случае, отец невесты доезжал до дома жениха, так же стучал кнутом окно и давал согласие. Против этого обычая мордва никогда не шли, так как считали, что, несоблюдение повлечет за собой гнев богов. Могли они лишь подыграть: если жених был неугоден, например, беден, то догнать его действительно пытались изо всех сил. Если же это была хорошая партия для дочери, то догоняли «для вида»: ехали медленно и неторопливо.

  • Во время сватовства в одном доме собиралась родня и жениха, и невесты. Каждый должен был принести с собой каравай хлеба. Уходили домой они опять же с караваями, только другими: родня невесты брала хлеб, принесенный стороной жениха, и наоборот.
  • На свадьбе у мордвы было очень много даров : от невесты родне жениха, от родни невесты в приданое, существовало даже, так называемое «прощание с улицей»-невеста всем девушкам, проживающим на одной улице с ней, дарила кольца перед днем своей свадьбы, а всех парней угощала вином.
  • В день свадьбы родственницы жениха пекли специальные свадебные пироги: от 5 до 9. Каждый из них имел свое предназначение, особый внешний вид и начинку: пирог для отца невесты, матери, крестной, подружек и т.п.

  • Молодую жену обязательно представляли умершим предкам мужа : молились и просили принять ее, как нового члена семьи. Девушка же приносила им дары: рубахи, пояса, кокошники-их раздавали бедным.
  • Сразу же после свадьбы невеста не имела права навещать свою родню и родителей, даже если жили они через два дома. Спустя две-три недели после бракосочетания, за девушкой приезжали и увозили к отцу на месяц. По прошествию этого времени, муж со своими родителями возвращался за женой. Этот обряд назывался «возвращение-отступление», лишь после него муж и жена могли гостить у своих родственников когда им это было угодно.

В настоящее время традиции мордовской свадьбы потерели большие изменения и во всем своей многообразии проявляются лишь в некоторых поселках и деревнях республики. Однако, есть и те, которых придерживаются даже самые современные семьи в городах республики, отдавая дань истории и культуре своего края.

Мордовская свадьба - одно из самобытных явлений в жизни мордвы. Свадебные обряды, как у эрзян, так и мокшан отличались большой сложностью и разнообразием.

Традиционную мордовскую свадьбу можно назвать народной музыкальной драмой, в которой остродраматические эпизоды, связанные с уходом невесты из отчего дома (плачи, песни-монологи, обращение к родителям и подругам, к родным местам и окружающей природе), перемежаются с жизнерадостными сценами, проходящими в доме жениха. Жениху и Невесте, заключающим брак по обоюдному согласию и любви, а также родным и близким приходится входить в образный мир народной поэзии. Все это требует специальной подготовки, выучки. Невеста в течение нескольких вечеров причитывает, прощается с родным домом, откуда ей «так не хочется уходить» в дом «ненавистного поработителя», укоряет родителей, «продающих» ее «в рабство ногайскому князю» и т.д.

Заключение браков традиционно являлось делом их родителей и родственников. Часто при выборе невесты основное внимание обращалось на имущественное положение ее семьи, трудолюбие и здоровье девушки. По возрасту невесты бывали иногда старше своих женихов.

Оформление брака обычно происходило по полному свадебному обряду. Мордовскую традиционную свадьбу можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имел строго очерченную композиционную завершенность, нередко сопровождаемую древнейшими формами символико-магических мотивов.

Центральным этапом свадебного цикла была свадьба в доме жениха и невесты. В доме невесты свадебные обряды начинались с угощения невесты её родственницами кашей. Этот обряд называется ям ярхцама (м.), кашань ярсамо (э.).

Сватовство.

Остановившись выбором на известной девушке, родители жениха в один из «легких» дней (воскресенье, вторник, четверг) приглашают к себе родственников и объявляют им о выборе невесты своему сыну; спрашивают родных, не знает ли кто из них каких-либо недостатков и пороков за этой девушкой. Тщательно обсудят все обстоятельства выбора и, по одобрении его всеми родственниками, начинают молиться - просить помощи в задуманном деле у вышнего бога (Верешки паза).

После продолжительных переговоров и совещаний с родными и дочерью отец невесты соглашается, наконец, пригласить отца жениха для окончательных переговоров о цене и дарах. Цена, назначаемая за невесту, в разных местах различна; она пропорциональна дарам, которые невеста должна сделать родственникам жениха, и одежде, которую отец невесты обещает справить своей дочери.

Начинался свадебный цикл со сватовства - ладяма (м.), ладямо (э.). Перед тем, как отправиться сватать невесту, отец жениха приносил жертвы богам-покровителям дома, двора и умершим предкам. Затем отрезал от хлеба горбушку, вынимал из нее мякиш и заполнял медом. Ночью верхом на лошади он ехал к дому невесты и клал горбушку на воротный столб. Потом стучал кнутом в окно, говорил хозяину, что приехал сватать дочь, и быстро уезжал. Отец девушки со своими сыновьями или братьями устраивал за ним погоню. Если им удавалось догнать отца жениха, то ему возвращали хлеб с медом, а самого избивали. В противном случае отец девушки, подъехав к его дому, тоже стучал кнутом в окно, соглашаясь выдать дочь за сына хозяина.

Второй этап сватовства, собственно само сватовство - ладяма (м.), ладямо (э.). Во время него договаривались о расходах на свадьбу, о количестве приданого и т.д. В качестве приданого родители обычно давали дочери одежду, а также по молодой матке от каждой породы скота. После успешных переговоров сваты надевали рукавицы и били по рукам. В доме невесты собирались ее родственники, каждый из них приносил с собой каравай хлеба. Уходя домой, они брали взамен хлеб, испеченный в доме невесты, что символизировало союз двух семей.

Окончательно просватанными считались молодые люди лишь после третьего этапа сватовства - чиямо (э.), прокс симомась (м.). - окончательной пропой. После него девушка переставала ходить на посиделки и начинала готовить подарки к свадьбе.

Последним этапом сватовства является назначение дня свадьбы шинь путома (м.), чинь путома (э.). Родители жениха с двумя-тремя родственниками отправлялись к новому свату назначить день свадьбы, то есть день приезда свадебного поезда за невестой. С этого дня до самой свадьбы невеста должна была причитать утром и вечером, прощаясь с родным домом, с вольной девичьей жизнью.

После сватовства идут многочисленные обряды вплоть до отъезда невесты из родительского дома: день каши, мытья невесты в бане, заплетания косы, прощание невесты с улицей, укладка сундука, приезд свадебного поезда к невесте, расставание с девичеством, благословление невесты, раздача подарков и отъезд невесты. Каждый из этих моментов сопровождается причитанием невесты. Все это происходит буквально в последние 1-2 дня. В это время невеста почти не перестает причитать и днем, и ночью, по всякому поводу.

Этот день и следующая ночь, которые невеста в последний раз проводит в доме своих родителей, бывают для неё самыми тяжелыми. За это время она должна выполнить массу разных обрядов и безостановочно причитывать: от этого многие невесты к концу своего отъезда в дом жениха до того охрипают… что не в состоянии бывают не только причитывать, но и говорить порядочно.

Приготовление к свадьбе.

После пропоя невеста начинает готовиться к свадьбе: приготовлять дары и учиться причитывать. Из этих приготовлений более всего озабочивает невесту приготовление даров, которых требуется с нее немало, и должны быть все своей работы. Так, чтобы сыграть посредственную мордовскую свадьбу, невесте необходимо иметь для себя и для даров: от 10 до 20 вышитых женских рубах… поэтому свадебные дары приготовлялись постепенно, в продолжении нескольких лет.

Хозяйственные мотивы старой мордовской свадьбы прослеживаются в обычае щедрой раздачи невестой подарков почти всем многочисленным членом семьи, а иногда и родным жениха. По ее подаркам судили, хороша ли она работница, умеет ли ткать, прясть, вышивать. Поэтому каждая девушка старалась подготовить как можно больше подарков, занимаясь этим с малых лет.

Дня за три до свадьбы приезжает от жениха ближний родственник и назначает день приезда поезжан; с этой минуты невеста начинает плакать и прощаться со своей девичьей жизнью, а поезжане начинают стряпать кушанье, варить пиво и изготовлять все к торжеству.

Свадьба в доме невесты.

Так называется последний день пребывания невесты в доме своих родителей.

В этот день собственно и начинается самая свадьба; в этот день в доме невесты родственницы угощают ее последней раз кашей. Каша в этот день приготовляется не только у самой невесты, но и в каждом доме её родственников, откуда последние приносят ее невесте в чашках. Некоторым невестам приносят каши чашек до 30 и более. Число принесенных чашек девицами отмечается мелом на матице - для внимания поезжан и особенно жениха. «Пусть,- говорят, - от нечего делать считает жених, сколько чашек каши принесли невесте и судит по этому об обширности её родни.

Баня девичества.

Баня является обязательной частью мордовской свадьбы. Обставляется она с особой торжественность: в неё невеста ходит с многочисленными подругами и как по дороге туда и обратно, так и в самой бане все время причитывает…

В девичью баню невеста ходит с непокрытой головой, какой бы ни был мороз…В баню ведут невесту подруги…

Топка бани девичества .

По окончании обряда с кашей, т.е. когда все принесенные родственниками каши будут съедены и подруги выходят из-за стола, невеста садиться на свою подушку на передней лавке и начинает причитывать…

Пока топится баня, подруги невесты с песнями отправляются к жениху (если он из того же села) за веником и мылом… дают им веник и мыло. Подруги украшают веник разноцветными лентами, попляшут с ним в доме жениха и отправляются домой…Дома мыло и веник передают невесте. Невеста бросает мыло в угол, а веник разламывает и топчет ногами… »

Укладка сундука.

До замужества редкая мордовская девица обладает собственным сундуком для одежды. Она обычно пользуется или сундуком матери, или хранит свои вещи в коробе. Покупает сундук обычно свекор. Это ставиться ему в условие при сватовстве. На свадьбе имущество невесты укладывают в новый сундук.

Приезд свадебного поезда к невесте.

Звуки колокольчиков и бубенчиков приближающегося свадебного поезда поднимают на ноги всю молодежь деревни, главным образом женскую половину ее; все бегут к дому невесты, чтобы посмотреть на жениха, сваху и поезжан…В доме невесты поднимается суматоха. Народ стремится войти в избу. Хозяева суетятся, приготовляются к принятию гостей.

Девушки собрав с поезжан деньги, входят в избу… стряпухи проверяют все ли нужное привезено… внимание обращается на деревянную чашку (совамо кедьге), которая по обычаю обязательно должна быть, но не редко забывается поезжанами.

В избе поезжане складывают привезенные запасы на стол. Пироги обычно привозят в лукошке… Домашние приготовляются к молению: на стол с пирогами ставят свой каравай с солонкой и горшок каши. Ни ложек ни ножа во время молений не бывает… Когда все готово… Покш куда снимает с головы жениха шапку, кладет в нее несколько медяков… объясняет, какими ресурсами он обладает. Извлекают из шапки деньги… Шапку снова одевают на голову жениха, и он остается в ней до самого пребывания в доме невесты.

Этот обряд называется «содамонь шапкань идима»- выкуп жениховой шапки… После этого перед иконами зажигают свечу и начинают молиться, чтобы благополучно, без споров и неприятностей прошла свадьба, чтобы бог дал любовь новобрачным, чтобы наградил их детьми, на их счастье уродился хлеб, размножился скот, чтобы между новыми родственниками была дружба и прочее.

Мужчины, провожатые невесты« …на подушке выносят ее во двор, сажают на приготовленную телегу и увозят с подругами в дом дяди… » там она отдыхает. Поезжане вместе со свахой отправляются в этот дом, а жених остается в доме невесты. «Его кормят стряпухи ужином и укладывают спать»

Свадьба в доме жениха.

В доме жениха свадьба начинается печением пирогов для свадебного поезда. Накануне этого дня приглашают двух-трех женщин из родни затевать тесто для пирогов и приготовлять все необходимое для гостей…

Тесто для пирогов затевается с особенным торжеством: квашня выносится из чулана на середину избы; стряпухи становятся вокруг квашни, к ним присоединяется мать жениха и другие женщины. Одна из них пучком зажженной лучины обводит нутро квашни (сувтасы), чтобы изгнать нечистую силу; другая после этого наливает воды в квашню, третья кладет муки, четвертая мешает закваску. Сделав это, женщины с пением обходят три раза квашню посолонь. Впереди идет стряпуха с зажженной лучиной, за ней - все остальные, кто с кувшином, из которого лили воду в квашню, кто с лукошком, кто с мешалкой.

После каждого оборота останавливаются, и стряпуха, имеющая в руках мешалку, мешает закваску.

Во время обхода квашни стряпухи поют.

Свадьба в доме жениха после Венца.

Родители жениха выходят на крыльцо, отец с иконой в руках, мать с караваем и солонкой…родственница в вывороченной шубе и шапке, в руках она держит сковородку с хмелем и потухшими углями.Молодые кланяются в ноги родителям, затем целуют по очереди икону и отца, потом каравай с солонкой и мать. После этого отец с матерью входят в избу, а их место занимает медведь - родственница в вывороченной шубе. Она сначала осыпает молодую хмелем и произносит - «Будь легка в работе как хмель... Пусть, как хмель, вылетят из твоей головы девичьи мысли.» Затем к ногам невесты кладет сковороду с углями и произносит - «Будь пекущей и варящей». Невеста три раза отталкивает сковороду ногой, показывая тем, что она не желает быть стряпкой…отталкивает сковородку: если сильно и быстро, то говорят - «О сердитая, сердитая молодушка», если тихо - говорят «Не сердитая молодушка.»

По окончании этой церемонии молодых вводят в дом: впереди идет дружка, одной рукой ведет жениха, а другой - веником подметает дорогу молодым, чтобы им под ноги не попалось наговоренное вещество и не испортило бы их; жених ведет за руку невесту, а невеста - сваху. При входе молодых в избу один из родственников делает несколько выстрелов в воздух, чтобы разогнать нечистую силу.

В избе молодые становятся перед накрытым столом, и все родственники начинают молиться…

По окончании моления молодых сажают за стол и начинают кормить обедом. Обоим молодым дают одну ложку и круто насоленную горбушку ржаного хлеба. От горбушки сначала откусывает молодой, а потом молодая. Это повторяется три раза. За тем тут же за столом молодым дают на руки ребенка (мальчика). При этом говорят: «Вот вам ребенок, учитесь нянчить детей, дай бог вам семерых сыновей и семерых дочерей».Ребенка сначала держит на руках жених, потом передает молодой; молодая целует ребенка и возвращает матери. Молодой дарит ребенку семишник, а молодая - медное кольцо. После этого молодых уводят в чулан. Здесь молодую знакомят с печкой и кухонными принадлежностями. Дают ей подержать ухват, кочергу и пр. Подводят молодушку к печке и говорят - «Вот, печка-матушка, молодую взяли, будет перед тобою ходить - полюби ее. Здесь покормят молодых, а затем поведут укладывать в амбар.

Мордовская свадьба и ее традиции имеют глубокие корни и складывались не одно столетие. В них отражен образ жизни людей того времени и идет большое смешение обычаев с соседними народами, живущими рядом с мордовцами – это русские, чуваши, татары и другие.

Свадебные обычаи как культурное наследие Мордовии

Скорее обряд свадьбы - это представление, где происходит своеобразная борьба между стороной жениха и стороной невесты. В проведении свадьбы трагичные сцены, где невеста покидает родной очаг (песни-монологи и плачи являются обращением девушки к родителям, подругам, природе и т.д.), переплетаются с жизнерадостными, веселыми песнями в доме жениха. Здесь в полной мере окунаешься в мир народной песни и поэзии. Свадебные песни постепенно перетекают из одной в другую и переходят в полноценный диалог, исполняемые и одним человеком, и целыми группами.


Свадьба как отражение семейных отношений в прошлом

Свадьба была родительским решением. Зачастую молодые видели друг друга первый раз только после нее. Базовыми критериями при выборе становились материальное благополучие семьи невесты, ее здоровье и усердие в труде. Часто взрослых девушек 20 с лишним лет выдавали замуж за мальчиков от 8 до 12 лет. Цель заключения такого брака была исключительно меркантильной: богатый отец женит сына и в доме появляется новая бесправная рабочая сила. В доме же родителей дочери с детства выполняли много работы по хозяйству, поэтому они также не стремились отдавать девушек рано замуж.

Не все свадьбы проходили в соответствии с традициями и с одобрения родителей. Девушку могли просто похитить, либо влюбленные заранее договаривались и тайно вступали в брак из-за скромного материального положения жениха или несогласия родителей.

Выйдя замуж, молодая женщина помимо своих непосредственных обязанностей по дому и уходу за мужем и детьми выполняла много другой тяжелой работы наравне с мужчинами. Приданое девушки переходило в пользование новой семьи, да и на помощь со стороны своей родни она не могла рассчитывать. Именно поэтому так много в доме девушки горечи, слез и причитаний.


Мордовская свадьба проходила с полным соблюдением обычаев и ритуалов. Условно она состоит из нескольких этапов:

  • Досвадебный – сватовство и подготовка к свадьбе
  • Свадьба
  • Послесвадебный – гуляние

Обряд сватовства

Сватовство – самый основной момент, проходящий в несколько подходов. С помощью жертвоприношений отец жениха задабривал богов и умерших предков. Затем он доставал мякиш из горбушки хлеба и наполнял ее медом. Ночью ехал к дому выбранной девушки и оставлял этот символический знак предстоящего сватовства. Затем нужно было постучать в окно и сообщить хозяину о своем намерении сосватать его дочку. Отец девушки либо выражал согласие, либо отдавал назад горбушку.

Со временем обряд стал проще. Кандидатура будущей супруги для сына, ее выбор обсуждался в семейном кругу. Первые «переговоры» с родителями невесты проводили крестные жениха или его близкие родственники. Каравай хлеба при этом являлся обязательным атрибутом. Родители невесты давали свое согласие на брак не сразу. Если же сваты получали утвердительный ответ, то вскоре отец жениха с самыми близкими родственниками приходили к будущим сватам, обменивались хлебом и солью, договаривались о приданом, расходах на свадьбу у других подарках. Также окончательно утверждалась дата свадьбы.


Обряды в доме невесты

С этого момента в доме невесты начинают подготовку к свадьбе, включающую в себя целый ряд традиций и обрядов. Девушку навещают родственницы, подруги и угощают ее кашей. Так они прощаются друг с другом. Далее еще один обряд – «девичья баня». Ведя невесту в баню, подруги поют песни о том, что она покидает родной кров и прощается с девичьей жизнью. Моясь в бане, невеста причитала, приравнивая свой союз к смерти.


Обряды в доме жениха

Свадьба у жениха в доме является полной противоположностью свадьбы у невесты. Все заботы проходят в веселой и шумной обстановке. Мать и родственницы жениха выпекали пироги (так прогоняли нечистую силу), от пяти до девяти штук. Каждому пирогу давали свое название, и каждый пирог имел свой смысл. «Священный пирог» для отца, «материнское молоко» для матери, войти в дом молодой легче с помощью «входного пирога» и т.д.

Помывшись в бане и надев новую одежду, жених шел за свахой, которая являлась главной героиней свадебного поезда. Вторым по значимости шел друг жениха. Он охранял жениха и весь поезд от порчи, был распорядителем стола. При появлении свадебного поезда ворота во двор невесты запирались, а ее подруги и родственники требовали от приезжих выкуп.

Получив родительское благословение, невеста отправлялась в церковь, где ее уже ждал молодой. По завершению венчания пара ехала в дом родителей молодого мужа, начиналось пированье.


Обряды в семье после свадьбы

На следующий день проводились обряды, целью которых было приобщение девушки к новому роду. Ее нарекали невесткой, давали новое имя, представляли умершим членам рода. Завершающим обрядом мордовской свадьбы было «моление лепешек». Эта традиция заключается в том, что молодая, разложив лепешки на столе, вместе со всеми присутствующими просит, чтобы хранитель домашнего очага был к ней благосклонен.

Уникальность мордовской свадьбы заключается в сохранении традиций, которые отражают взаимоотношения членов семьи и их права. На данный момент абсолютно изменилось значение этих интересных обрядов, они остались исключительно как историческое и культурное наследие предков.

Крепкие многодетные семьи – основа традиционного общества большинства российских народов. Еще 100-200 лет назад устои мордвы однозначно предписывали: семья должна быть большой и патриархальной.

Мордовская свадьба

Любопытно, что вплоть до XVIII-XIX веков браки часто заключались между молодыми людьми с большой разницей в возрасте. Причем, старшей по возрасту в паре и у эрзян, и у мокшан была жена: 25-27 летние невесты выходили замуж за 12-14 летних по сути мальчиков. Такая, невозможная в наши дни ситуация, объяснялась бытовой целесообразностью. С одной стороны, родители девушки старались удержать её в отчем доме как можно дольше в качестве помощницы. С другой - родителям жениха также предпочтительнее было получить в дом лишние женские руки как можно быстрее.

Нередко церемонию обручения предваряло так называемое умыкание невесты: парни похищали девушек из родительского дома, притом за ними устраивалась самая настоящая погоня. Случались у мордвы и браки "уходом" или "самоходкой": убегавшая из отчего дома девушка выходила замуж за приглянувшегося юношу тайно. Такие случаи, как правило, практиковались в бедных семьях и объяснялись неспособностью жениха выплатить выкуп за невесту.

Но большинство свадеб в мордовских селениях, тем не менее, устраивалось по традиционным обрядам. Отец жениха, совершив жертвоприношения мордовским языческим богам, а позже, с принятием христианства, – просто помолившись Богу, мазал свежую хлебную горбушку мёдом и ночью ехал к дому, где жила невеста. Оставив хлеб у ворот, он стучался в окно дома и тут же быстро убегал или уезжал на лошади. Согласно традиции, мужская родня девушки должна была броситься в погоню, и если догоняла свата, то возвращала хлеб, наградив "неудачника" тумаками. Если же погоня оказывалась безуспешной, то преследователи приезжали сами к дому свата и тоже стучали в окно, таким образом символически соглашаясь на свадьбу.

После совершения этого обряда начинался этап формального согласования между семьями всех условий будущей свадьбы: определялись общие расходы, размер приданого. Полноценное утверждение сватовства считалось завершённым после так называемой церемонии "окончательного пропоя", на языке эрзя называемой "чиямо", мокша – "прокс симомась". После определения удобного для молодых и их родственников дня свадьбы для невесты начинались ритуальные дни прощания с вольной жизнью: в течение недели девушка громко причитала и рыдала.

Перед свадьбой подруги водили нареченную в баню. Расплетя косу, они мыли невесту, после чего заплетали ей уже две косы: замужнюю мордовскую женщину отличали от незамужней в том числе по прическе.

Ни одна мордовская свадьба не обходилась без специально выдолбленного свёкром большого липового сундука, называемого у мордвы словом "парь". В него перед церемонией укладывали деньги, хлеб, посуду – на счастье и богатство в будущей супружеской жизни.

В день торжества, сопровождавшие жениха в свадебном поезде люди на пороге дома невесты встречались с её родственниками, которые требовали обязательный выкуп. Затем следовало ритуальное прощание девушки с родным домом, после которого молодые отправлялись на венчание, а уже потом – в дом молодого мужа, где их встречали с хлебом-солью, осыпали зерном и хмелем.

Мордовская свадьба обычно длилась три-четыре дня, включая в себя различные торжественные ритуалы: обряд наречения невестки, представление молодой жены умершим родственникам, "хождение молодухи" по домам друзей и родных мужа и др. Завершением свадебных образов становился ритуал "моление лепёшек": на столе молодая раскладывала хлеба, а все члены семьи просили хранителя дома принять и полюбить ее.

Семейный уклад мордвы

Вплоть до первой половины прошлого века в мордовских сельских регионах существовали понятия "большой" и "малой" семьи. Большая семья – община, включавшая в себя всех родственников, включая самых дальних. Малая – 5-6 непосредственно близких друг другу родных.

Мордовской семьёй традиционно управлял старший глава семейства, мужчина, обозначаемый словом "кудазор" (у мокшан) и покштя (у эрзя). Именно он единолично решал все основные вопросы, касающиеся семьи, и перечить ему родные не имели права. После смерти кудазора (покштя), главенство переходило, как правило, к самому старшему по возрасту мужчине, хотя иногда делались исключения и главой дома становился более молодой, энергичный, смекалистый и ловкий человек.

Домашним хозяйством и внутрисемейными отношениями занималась жена главы дома – кудазорава (покштява). Ей подчинялась женская часть семьи: дочери, невестки, внучки. Все домашние дела – приготовление пищи, уборка, стирка и др. – осуществлялись под строгим контролем главной хозяйки.

Уходом за родившимся младенцем, к слову, занималась тоже кудазорава (покштява), а не его непосредственная мать. Патриархальный уклад особенно ярко проявлялся в воспитании мордовских детей, которым с раннего детства внушалось уважение к старшим и необходимость безоговорочно повиноваться родителям в любой жизненной ситуации.

Интересные факты о мордве и республике Мордовия

Мордву относят к одному из древнейших народов, проживающих на территории РФ: Иордан, один из готских историков, в своей книге "О происхождении и деяниях готов" упоминает среди племён Восточной Европы народ "морденс", представители которого, по мнению современных этнографов были предками современных мордвин.

Поза – слабоалкогольный национальный мордовский напиток, наподобие кваса, – готовят на основе сахарной свеклы. До сих пор все попытки наладить его промышленное производство оканчивались неудачно: уникальная рецептура и технология не предполагает стандартного подхода к приготовлению.

Целых четыре года, преобразованная в 1990 году из автономии в самостоятельную национально-территориальную единицу, Мордовия существовала в статусе Мордовской Советской Социалистической Республики. Только в 1994 году Мордовия потеряла в названии советские "регалии" и стала просто республикой.

Мордовия – водный край. На территории республике около 500 озер и 114 рек.

Самый большой православный храм в Поволжье – кафедральный собор в честь праведного воина Феодора Ушакова – находится в Саранске.

Закон, российская нация, нацполитика, декларация, Тишков