Сабантуй история праздника для детей. История возникновения праздника сабантуй. Сабантуй как государственный праздник

Любимым праздником татарского народа издавна являлся Сабантуй. По мнению ряда исследователей, он имеет тысячелетнюю историю. Во всяком случае, еще в 921 году этот праздник описал багдадский посол Ибн Фадлан, прибывший в древний Булгар. Сейчас Сабантуй приходится на июнь, когда заканчиваются посевные работы, а в прежние годы праздновался перед их началом, в конце апреля.

Происхождение у предков татар календарного праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгре и духов предков. Сабантуй с самого начала являлся весенним праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ (сабан - “весенний”). Его происхождение связано с бытовавшими у ряда древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального вступления в брак с природой. Поэтому первоначально игры и состязания Сабантуя носили сакральный характер. В этом контексте туй следует толковать именно как “свадьбу” (“бракосочетание”).

Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе, связанными с кочевым и полукочевым бытом предков татар и ранее имевшими сакральное значение, являются бег, национальная борьба курэш, конные скачки (“ат чабышлары”) и прыжки. Это объясняется во многом схожей идеологией языческих обрядов и праздников, связанных с началом весенне-летнего цикла сельскохозяйственных работ, у татарского, башкирского, чувашского, марийского, удмуртского, мордовского и русского этносов. Происходило взаимообогащение содержания Сабантуя и аналогичных ему праздников у других народов Поволжья.

В основе сабантуйного обряда дарений, пришедшего на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре, лежит стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли. Мотив одаривания, заменивший жертвоприношения, является основой сбора подарков на Сабантуе. Причем сам сбор подарков юношами, которых называли “бирне жыючы”, “солге жыючы”, становился своеобразной прелюдией праздника. Сабантуйные дары - вышитые белые полотенца, платки, яйца и, наконец, баран, предназначенный батыру Сабантуя. Обязательно награждали повредившего ногу бегуна и особенно коня, пересекшего финишную черту последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками. Несмотря на воздействие на праздник Сабантуй в разные эпохи тех или иных элементов (мусульманских, христианских, советских) передача традиции обрядов, игр и состязаний Сабантуя оставалась непрерывной, о чем говорят многие виды исторических источников (письменные, археологические, этнографические и др.). В период существования Казанского ханства Сабантуй получил статус самого массового национального праздника.

С этого времени он кочует из века в век, обогащаясь новым содержанием и формами, превращаясь в подлинно интернациональный, творческий, спортивно-игровой, гуманитарный форум. После принятия ислама Волжской Булгарией, который в принципе не запрещал древние обычаи, не противоречащие шариату, у правящей элиты изменились ценностные ориентиры по отношению к генеалогическим и культурным героям-язычникам, прежним ханам, что не могло не отразиться и на ритуальной, т.е. основной части календарных праздников. Именно с принятием волжскими булгарами ислама изменился и народный календарь. Новый год стал отмечаться как праздник Науруз, или Хамаль. Сабантуй же отодвинулся к началу мая, став праздником начала весны и сева. После введения в Советской России с 14 февраля 1918 года григорианского календаря Науруз у татар стал проводиться как праздник встречи весны.

С 20-х годов XX века Сабантуй, приближаясь по времени проведения ко дню летнего солнцестояния, вобрал в себя лучшие компоненты второго татарского народного праздника – Джиена, имеющего также древние тюркские корни. Он сохранил лучшие образцы культурного наследия татарского народа – песни и пляски, игры, состязания и самобытные физические упражнения.

С 1990 года Сабантуй был включен в список законодательно утвержденных республиканских праздников, что позволяет рассматривать его как историческое явление не только в системе календарных обычаев и обрядов народа, но и как составную часть общереспубликанских праздников.

В усилении общественного интереса к Сабантую большую роль сыграли посещение Татарстана и непосредственное участие в Сабантуе президентов Российской Федерации Б.Н. Ельцина в 1995 году и В.В. Путина в 2001 году.

Несмотря на то, что Сабантуй - исконный татарский национальный народный праздник, приветствуется участие в нем и представителей других национальностей. Сабантуй проводится в селах и городах Республики Татарстан, а также за ее пределами - местах компактного проживания татарского населения (в регионах Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, Германии, США). Сабантуй является концентрированным выражением татарской традиционной культуры, ее этики и ценностных установок. В то же время на протяжении всей истории он впитывал в себя элементы иных этнокультур.

Модель Сабантуя как форма технологии культурного общения может послужить базой для инициации нового вида международных праздников, наподобие ежегодного Карнавала в Рио-де-Жанейро или Дня славянской письменности и культуры в Болгарии.

Из истории Сабантуя

Любимым праздником татарского народа издавна являлся Сабантуй. По мнению ряда исследователей, он имеет тысячелетнюю историю. Во всяком случае, еще в 921 году этот праздник описал багдадский посол Ибн Фадлан, прибывший в древний Булгар. Сейчас Сабантуй приходится на июнь, когда заканчиваются посевные работы, а в прежние годы праздновался перед их началом, в конце апреля. Отмечали этот праздник в большинстве деревень казанских татар и татар-кряшен. Его название происходит от татарских слов «сабан» («яровые» или «плуг») и «туй» («торжество», «свадьба»). Татарский Сабантуй во многом напоминает чувашский Акатуй, башкирский Хабантуй и удмуртский Гербер.

Наши предки, чье благополучие зависело от того, каким будет урожай, старались задобрить духов плодородия. Поклоняясь освободившейся от снега земле, в которую скоро упадут хлебные зерна, люди старались заслужить благосклонность природных сил. Постепенно древние обряды забывались, но следующие поколения продолжали с удовольствием отмечать праздник весеннего плуга перед началом нелегких полевых работ. К XIX веку он превратился в веселое народное гулянье, хотя некоторые отголоски древних верований сохранялись. Как только сходил снег на полях, старики-аксакалы договаривались о сроках проведения Сабантуя.
Праздничный цикл обычно начинался с символического прокладывания первой борозды деревянным плугом. Сабантуй состоял из целой последовательности обрядов. В заранее определенный день дети отправлялись по домам односельчан собирать продукты, из которых потом готовилась особая каша. В восточных и юго-восточных районах Татарстана она называлась карга боткасы – «грачиная каша» или «воронья каша», что свидетельствует о связи Сабантуя с архаичным культом птиц. На следующее утро дети снова ходили по домам и собирали крашеные яйца. Все хозяйки приветливо встречали ребятишек и угощали специально приготовленными лакомствами. В этот же день деревню объезжали юноши верхом на лошадях, останавливаясь у каждого дома и требуя у хозяев угощения. Когда время уже близилось к севу, юноши верхом на лошадях собирали подарки для победителей состязаний.

Самым ценным подарком считалось узорное полотенце. Такие полотенца непременно должны были приготовить молодухи (яшь килен), вышедшие замуж в течение последнего года. Сбор подарков сопровождался песнями и шутками. Наконец, наступала кульминация праздника. Майдан, место состязания, устраивался на лугу или лесной поляне. Все собирались здесь после полудня, когда старики выходили из мечети по окончании молитвы.

Праздник обычно открывался состязанием в беге (югереу), причем участники группировались по возрастам. Впереди скакал всадник и показывал бегущим путь. Призы победители часто тут же преподносили почетным гостям или старшим родственникам, а те в ответ одаривали их деньгами. В центре майдана шла борьба (курэш). Борцы перекидывали друг другу через спину кушак (бильбау), концы которого держали в руках, обмотав вокруг кисти, и пытались положить соперника на лопатки. Те, кому удалось одолеть противников, затем состязались между собой. В результате оставался один победитель – батыр, который становился главным героем праздника. Порой знаменитые батыры приезжали издалека, чтобы помериться силой и ловкостью. Лучшие призы предназначались батыру, а также победителю скачек (бэйге). Лошадей, участвующих в скачках, отводили за несколько километров от деревни. На финише молодой парень или девушка держали на шесте вышитый разноцветным шелком белый платок, который доставался победителю.

Среди других состязаний можно назвать добывание ртом монет из наполненных кумысом котлов и перетягивание веревки. После состязаний присутствующих ожидало традиционное угощение – бишбармак и конские колбасы. На этом праздник не завершался. До глубокой ночи молодежь пела песни и танцевала, народные музыканты и певцы демонстрировали свои таланты.

В отдельных селениях даты праздника не совпадали. Это делалось намеренно, чтобы сельчане успели побывать на весенних торжествах по всей округе, навестить друзей и родственников. Поэтому на майдане всегда было многолюдно. Из сундуков доставали лучшие наряды, украшенные яркой вышивкой, которая всегда отличала и женский, и мужской татарский костюм. У молодежи во время праздника была возможность приглядеть жениха или невесту. Именно на Сабантуе завязывались знакомства, намечались будущие семейные пары. При таком скоплении народа конфликты возникали крайне редко, поскольку за порядком тщательно следили, и вокруг неизменно царила атмосфера радушия и доброжелательности.

Можно заметить, что в разных районах праздник имел свои особенности. Например, во многих селах Балтасинского и Арского районов за неделю до майдана устраивались скачки юношей на конях, а сбором подарков для победителей занимались двое-трое взрослых мужчин. Чтобы все могли видеть собранные подарки, их привешивали к шесту, который несли на плече. В некоторых деревнях Зеленодольского и Высокогорского районов накануне праздника было принято посещать кладбища. Женщины-соседки поздравляли друг друга с приходом весны и угощали сметаной, крашеные яйца раздавались детям родственников.

В XXI веке история древнего праздника продолжается. В наши дни Сабантуй отмечается не только в городах и селах Татарстана, но и далеко за его пределами, привлекая людей различных национальностей. По-прежнему звучат песни и смех, скачут на резвых конях джигиты и шумит майдан…

Сабантуй - самый известный национальный праздник татар, который не имеет точной даты празднования, но, как правило, проводится в промежутке между последними числами мая и конца июня. Что такое Сабантуй и какое значение он имеет для татар? Это - воистину всенародное увеселительное и одновременно спортивное мероприятие, в котором принимают участие не только профессиональные спортсмены, но и любые желающие, зачастую из числа многочисленных зрителей. Последнее обстоятельство создает забавные и веселые ситуации среди соревнующихся, атмосферу всеобщего участия, единения и, видимо, поэтому праздник Сабантуй является столь любимым среди татар, как, впрочем, и среди представителей других национальностей, участвующих в этом торжестве.

Для увеличения фотографии кликните по ней мышкой компьютера.

************* ************* ************* *************

(1 фото Артура Карамова, Сабантуй в деревне Кишит, Татарстан)

(2 фото Шамиля Абдюшева, представители других национальностей, участвующие в Сабантуе; http:www.matbugat.ru )

(3 фото Шамиля Абдюшева, Сабантуй 2012; http:www.tatpressa.ru)

Этот праздник, возведенный в ранг государственного в Татарстане и близлежащем к нему Башкортостане, поначалу проходит в деревнях, других малых регионах, а затем завершается большим торжеством в столицах этих двух республик - в Казани и Уфе. Однако Сабантуй отмечается и на других территориях России и даже за рубежом, где имеются татарские диаспоры.

Слово сабан в переводе с татарского имеет несколько значений: плуг, яровые культуры, весенне-полевые работы. В былые времена землю вспахивали весной, вспашка была самая тяжелая и трудоёмкая часть весенне-полевой компании и поэтому все посевные работы у татар назывались сабан . Поскольку слово сабан на татарском языке означает – плуг, а слово туй – праздник, многие переводят это слово, например, на русский язык слишком упрощённо, а именно, - праздни к плуга .

Фактически же этот праздник получил своё название у татар от третьего значения этого слова, означающего весенне-полевые работы. Более точное наполнение смыслом перевода слова Сабантуй, на мой взгляд , не ограничивается лишь двумя словами. Сабантуй - это праздник успешнего завершения весенне-полевых работ и будущего урожая, а также - праздник плодородия и благополучия!

Как было сказано выше, татары и некоторые другие тюркские народы связывают этот праздник с успешным завершением весенне-полевых работ, зачастую приходящимся на конец весны и начало лета. Однако по информации ректора Казанского государственного института культуры мира (ЮНЕСКО) Энгеля Тагирова, у древних тюрко-татарских кочевых племен Сабантуй, которому, по его мнению, три тысячи лет, поначалу был праздником наступления весны и оживления природы.

Это торжество отмечали в первые весенние дни выезда на пастбища, когда начиналась дойка кобыл и приготовление кумыса. По мнению многих специалистов, раньше этот праздник назывался С абатуй , от слова саба. Саба - емкость из козьей или бараньей шкуры, незаменимая при перемещении на лошадях, для хранения кумыса и прочих напитков. Например, некоторые из сибирских татар по сей день называют Сабантуй - Саба-туй.

Прототипом Сабантуя специалисты считают древнее весеннее степное мероприятие под названием Д жиен . На нем вожди и старейшины племен обсуждали различные политические и хозяйственные вопросы, например, раздел пастбищ для выпаса скота, а затем устраивали большие массовые угощения, увеселительные игры и, самое главное, спортивные состязания.

На огромном древнем евразийском степном пространстве спортивные игры были как локальными, так и всестепными. На них выявлялись лучшие борцы, лучники, наездники и скакуны всей Великой Степи от Тихого океана (Китай), Средней Азии до Черного, Азовского, Каспийского морей и Карпатских гор. В период проведения игр было одно незыблемое правило: на месяц прекращались любого рода конфликты, в том числе, военные.

Энгель Тагиров считает, что Сабантуй, в свою очередь, был прототипом греческих Олимпийских игр и не исключает того, что общестепные спортивные состязания были привнесены в греческую культуру через киммерийцев (восточноевропейские кочевые племена) и другие докиммерийские кочевые племена.

О древних спортивных состязаниях степных народов - немало свидетельств. Например, российские археологи находят различные сосуды, бляхи и др. предметы с изображениями борющихся на поясах мужчин. Упоминания об этом есть и в древних китайских источниках. А на Алтае имеются наскальные рисунки, так называемые петроглифы, которые, кроме изображений различных животных и охоты на них, представляют сцены конных скачек и борющихся на поясах людей.

О том, что Сабантуй изначально был очень древним спортивным праздником среди кочевых и полукочевых племен говорят и современные национальные татарские спортивные игры. Среди них так называемый куреш - национальная борьба на поясах. Этот вид спорта, не включающий борьбу ногами, приобрел всемирную известность: проводятся континентальные и мировые чемпионаты. Ведется работа по включению борьбы на поясах в программу Олимпийских игр. Специалисты считают, что у кочевых народов это состязание поначалу появилось как схватка всадников, когда каждая из сторон пыталась стащить соперника с седла, схватив его за пояс руками.

************* ************* ************* *************

(1 фото Шамиля Абдюшева, национальная борьба на поясах - куреш; http:www.matbugat.ru )

(2 фото Артура Карамова, дети борются на поясах; деревня Куюк, Татарстан)

(3 фото Артура Карамова, подростки борются на поясах; деревня Кишит, Татарстан)

Издревле культура и хозяйство татар было связано с лошадьми. Зачастую татарские дети еще не умели хорошо ходить, но уже хорошо держались в седле, поэтому татары, как правило, были отменными наездниками. В былые времена лошади были «фирменным знаком» татарского народа, который был очень силен в коннице и тактике ведения военных действий. По информации директора Института истории Татарстана Р. Хакимова, вся конная специализация со всеми ее атрибутами в свое время была заимствована у татар другими народами как на территории нынешней Европы, так и в Китае. Поэтому конный строй у других народов назывался «татарским».

Конные соревнования на татарском празднике Сабантуй являются своего рода «гвоздем программы». Однако современные Сабантуи разнообразием конных состязаний, к сожалению, не отличаются. А вот на древних степных Сабантуях они были весьма разнообразны. Например, в них обязательно входила так называемая спортивная джигитовка , которая состояла из выполнения на скаку разнообразных сложных спортивных приемов.

********** *************

Мастерство наездников также заключалось в умении: стрелять по цели из лука, метать копье, забрасывать аркан на мишень, заарканивать коня, поднимать с земли мешочек с деньгами или другими мелкими предметами, бросать кольца или снимать их. И все эти действия, конечно, производились исключительно на полном скаку.

На Сабантуе вы можете увидеть большое количество разнообразных соревнований, в каждом из которых может участвовать и получить приз любой желающий. Среди них: борьба на руках (армрестлинг); выжимание гири; бой мешками, наполненными соломой; разбивание горшков с закрытыми глазами; перетягивание каната или палки; хождение по наклонному бревну; влезание на верхушку столба; бег с ведрами, наполненными водой; бег с куринным яйцом; бег в мешке; парный бег двух человек с привязанными друг к другу ногами; доставание ртом монеты из катыка (кефир); ловля руками живой рыбы; ловля курицы; распил бревна и т.д.

********** ************* ************* *************

(3 фото Артура Карамова, перетягивание каната или палки; деревня Кишит, Татарстан)

********** ************* ************* *************

(3 фото Артура Карамова, влезание на верхушку столба; деревня Кишит и Куюк, Татарстан)

********** ************* ************* *************

(3 фото Артура Карамова, борьба на руках; деревня Куюк, Татарстан)

Если конные соревнования, национальная борьба, лазание на столб и борьба на руках подразумевают физическую подготовку, то в других состязаниях, например, в бое с мешками, наполненными соломой или опилками, может участвовать любой желающий из числа зрителей. И, в основном, из такого рода соревнований уже начинается юмористическая и веселая сторона спортивного Сабантуя.

********** ************* ************* *************

(3 фото Артура Карамова, бой мешками, заполненными соломой; деревня Куюк, Татарстан).

********** ************* *************

(2 фото Шамиля Абдюшева, достование ртом монеты или другого мелкого предмета из катыка (кефира); http:www.matbugat.ru)

********** ************* ************* *************

(3 фото Артура Карамова, бег в мешках; деревни Куюк и Кишит, Татарстан)

********** ************* *************

(2 фото Артура Карамова, бег с ложкой во рту, в которой находится куриное яйцо; деревня Куюк, Татарстан).

********** ************* ************* *************

(1 фото Шамиля Абдюшева, бег с шестью ведрами, заполненными водой; http:www.matbugat.ru )

(2 фото Артура Карамова, бег с ведрами, заполненными водой; деревня Куюк, Татарстан)

********** ************* ************* *************

(3 фото Артура Карамова, борьба на руках среди женщин всех возрастов; деревня Куюк, Татарстан)

********** ************* ************* *************

Праздник Сабантуй очень древний и пришел в Казань в сегодняшнем образе еще из языческой культуры. Ранее он отмечался непосредственно с приходом весны и основными обрядами, которые сопровождали его, было подношение и молитвы богу солнца и неба Тенгре. Также в этот день задабривали духов умерших предков.

Слово «Сабан» в переводе с тюркского обозначает «весенний», а «туй» - «свадьбу». Получалось, что дословно праздник символизировал союз с природой. Самые первые развлечения имели сакральный характер, все они происходили от кочевого и полукочевого быта, который существовал на то время. Непременной составляющей тогдашней развлекательной программы являлся бег. Также приветствовались прыжки, перегонки на лошадях и курэш-борьба.
Со временем праздник Сабантуй впитывал в себя культуру разных народов, к нему примешивались традиции удмуртского, чувашского, мордовского, татарского и русского этносов. Повсеместно стали появляться похожие праздники весны.
Уходя от языческих канонов и поклонения богу Тенгре, народ стремился обеспечить хороший урожай, уход за скотиной и продолжать свой род. Постепенно уходили в небытие и древние обряды, в частности исчезло жертвоприношение. Его место заняла традиция дарить рукотворные подарки, в особенности украшать и расписывать яйца, их дети собирали затем по домам. Победители состязаний также непременно награждались.
Случалось так, что резвый скакун мог повредить ногу, ему за это полагался подарок, как и тому, кто последним приходил к финишу. На шею им вешали яркие платки или полотенца. В последнее время тесно сплелись межу собой традиции русского и татарского народа, о чем будет свидетельствовать Сабантуй в Казани 2012, как и прошлогодние празднования.
Во времена Казанского ханства Сабантуй был самым главным праздником. Так он идет своей дорогой из века в век, из поколения в поколение передавая свои традиции. Он полнится новыми традициями, но при этом сохраняет смысл исконных. Творческие особенности делают праздник ярким, выделяющимся из всех.
Когда в Булгарии была принята мусульманская вера, несколько изменилось восприятие праздника. Законы шариата не отрицают присутствия у народов подобных празднований, но они стали отмечаться по другому календарю. В Казани празднуется Науруз – Новый год, дата которого не совпадает с православным календарем, поэтому в жизни Татарстана есть два ярких праздника вступления в новый период. Сабантуй перенесли на начало мая и он стал праздником начала весны и посевных работ. Когда же в России стали жить по Григорианскому календарю, то начало весны ознаменовывалось праздником Науруз.
Начиная с 20-х годов ХХ века, Сабантуй становился все ближе к лету. В итоге так и дошел до дня летнего солнцестояния. За время этого пути он вобрал в себя лучшие из элементов праздника Джиена, который углублялся в тюркские корни, но при этом сохранил все татарские обряды и традиции празднования.

В 1990 году в Татарстане Сабантуй утвердили как общегосударственный праздник, а чтобы привлечь к нему интерес со стороны общественности, один за другим его посещают президенты России.

1. Наиболее раннее упоминание Сабантуя в письменных источниках относится к 1292 году. Однако истоки праздника берут начало в древних обрядах поклонения богу солнца и неба Тенгри. На площади собирался народ, чтобы принести жертву богу Вечного Неба - Тенгри и просить хорошего урожая. С принятием Ислама в 922 году, Сабантуй утрачивает сакральный смысл языческого культа и становится праздником начала сева.

2. Слово сабан в переводе с татарского имеет несколько значений: плуг, яровые культуры, весенне-полевые работы, а слово туй – праздник. Поэтому «сабантуй» смело можно перевести как успешного завершения весенне-полевых работ и будущего урожая, а также - праздник плодородия и благополучия!

3. По мнению многих специалистов, раньше этот праздник назывался Сабатуй, от слова саба . Саба - емкость из козьей или бараньей шкуры, незаменимая при перемещении на лошадях, для хранения кумыса и прочих напитков. Например, некоторые из сибирских татар по сей день называют Сабантуй - Саба-туй.

4. Сабантуи известны своими состязаниями среди богатырей, наездников, борцов, лучников. Например, соревнования на самого меткого стрельца, борьба на кушаках, бег с коромыслами, бой мешками на бревне и так далее. В общем, на празднике отличная возможность проявить все свои физические качества и таланты.

Описание фотографии

5. На огромном древнем евразийском степном пространстве спортивные игры были как локальными, так и всестепными . На них выявлялись лучшие борцы, лучники, наездники и скакуны всей Великой Степи от Тихого океана (Китай), Средней Азии до Черного, Азовского, Каспийского морей и Карпатских гор. В период проведения игр было одно незыблемое правило: на месяц прекращались любого рода конфликты, в том числе, военные.

6. Есть мнение, что Сабантуй был прототипом греческих Олимпийских игр и даже не исключается, что общестепные спортивные состязания были привнесены в греческую культуру через киммерийцев (восточноевропейские кочевые племена).

7. В современном русском языке название «сабантуй» стало нарицательным и часто обозначает любое (не обязательно праздничное) застолье.

Кстати!

Описание фотографии

14 июня с 12 часов дня в Центральном Парке Новосибирска пройдет Межрегиональный праздник «Сибирский Сабантуй – 2015»! В программе:

выступление артистов из Республики Татарстан,

национальная борьба «Көрәш»,

игровые площадки с народными забавами,

конкурсы на оригинальное блюдо,

выбор Мисс – Сабантуй 2015,

состязания на ловкость и силу,

праздничный концерт и многое другое!

Сабантуй переводится с тюркских языков как "свадьба (торжество) плуга" - сабан (плуг) и туй (праздник, свадьба) . В татарском языке праздник называется тат. сабантуй или тат. сабан туе . Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме (бәйрәм также означает праздник). Башкирское название праздника имеет аналогичную этимологию, от башк. hабан - плуг.

У чувашей этот праздник ранее назывался чуваш. сухат - пахота (верховые чуваши) и чуваш. сапан туйĕ - праздник плуга или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется чуваш. акатуй . Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника - агапайрем. Аналогичный праздник татарстанской мордвы - Балтай имеет татарскую этимологию и означает праздник меда . Похожий праздник под названием удм. Гербер существует и у удмуртов.

Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой . Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи.

История Сабантуя

Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году .

Исследования последних лет показывают, что Сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной - с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.

Впервые письменно зафиксирован у башкир в восемнадцатом веке в путевых записях русского лексикографа, натуралиста и путешественника Лепехина Ивана Ивановича и немецкого этнографа, ученого Георги Иоганна Готлиба

Варианты Сабантуя

Первый вариант Сабантуя

Батыр Сабантуя с призом

Как только сходил снег, старики-аксакалы собирали сход и договаривались о сроках проведения сабантуя. В назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу , молоко , масло, яйца. Из этих продуктов какая-нибудь женщина готовила в поле у воды (иногда в доме) кашу для детей. Такая каша называлась дэрэ или зэрэ боткасы (смысл терминов дэрэ , зэрэ неясен; возможно, имеется родство с турецким dere – река – каша готовилась у воды), а в восточных и юго-восточных районах Татарстана - карга боткасы - «грачиная каша» или «воронья каша». Так как истоки праздника лежат в архаичных, доисламских верованиях, и одном из них, культе птиц - вороны .

На следующий день, чуть свет, дети, надев на себя обновки (обязательно новые лапти с белыми суконными чулками - тула оек ), отправлялись по домам собирать крашеные яйца. У каждого в руках был мешочек, сшитый из красного конца браного (вытканного узорами) - кызыл башлы сёлге - полотенца. Все хозяйки не только красили яйца, но и пекли специально для детей булочки, орешки из теста - баурсак и готовили конфеты.

В некоторых деревнях первого вошедшего в дом мальчика хозяйка сажала на подушку, приговаривая: «Пусть легкой будет твоя нога, пусть будет много кур и цыплят…». Первому обязательно давали яйца, и гостинцев ему доставалось больше, чем остальным.

В этот же день, до обеда, после того как ребятишки кончали обход, выезжали верхом на нарядных лошадях юноши. Начинался так называемый сёрэн сугу (сбор яиц юношами). Группами по 8-10 человек они объезжали деревню. Останавливаясь у каждого дома, иногда заезжая во двор, просили яйца. Каждая хозяйка выносила по несколько сырых яиц, которые складывали в особую кошелку. Когда объезд деревни завершался, один из наездников, более ловкий и быстрый, хватал кошелку и во весь опор мчался за околицу. Задача остальных юношей заключалась в том, чтобы нагнать его. Если это не удавалось, все яйца доставались победителю, что случалось редко, обычно же юноши устраивали совместное угощение.

Помимо сёрэн сугу на лошадях в некоторых деревнях устраивали сёрэн пеший - жэяуле сёрэн . Несколько ряженых мужчин шли по домам, где собирали яйца и требовали угощения. На того же, кто его не давал, грозили накликать различные беды, но обычно отказывали им редко.

Через несколько дней, когда время приближалось к севу, юноши верхом на лошадях выезжали собирать подарки для победителей состязаний. Жители деревни охотно отдавали приготовленные заранее вещи: платки, отрезы материи, чулки, яйца и т. д. Самым ценным подарком считалось полотенце с браными узорами. Его обязательно должны были приготовить молодухи (яшь килен ), вышедшие замуж в период между двумя последними сабантуями. Сбор подарков сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками.

На следующий день проводились состязания: как правило, майдан (место состязаний) находился в районе парового поля. К назначенному времени туда со всех сторон стекался народ: шли пешком, ехали семьями на лошадях жители не только этой деревни, но и всей округи. Чтобы иметь возможность побывать на майдане в соседних деревнях, соблюдалась очередность в его проведении. Дуги, гривы лошадей украшали узорными полотенцами, пестрыми отрезами ситца. Все присутствующие в этот день доставали из сундуков самые лучшие наряды, украшения.

Соревнования начинались со скачек. Ни в одной татарской деревне сабантуй не обходился без них. Лошадей , участвующих в состязании, отводили на определенное расстояние, километров за 5-10 от деревни. Финиш устраивался поблизости от майдана. Пока лошади были далеко, на майдане шли состязания в беге, который начинали мальчики или старики: участники состязаний всегда группировались по возрасту.

Лучшие призы предназначались победителю скачек, а также батыру, которым становился тот, кто побеждал во всех схватках по национальной борьбе.

Широко распространилась традиция участия в сабантуе живущих по соседству с татарами русских , удмуртов , мари , чувашей , башкир , узбеков .

Сабантуй как государственный праздник

Президенты Татарстана и России М. Ш. Шаймиев и В. В. Путин на сабантуе в Казани, 2000

В. В. Путин на сабантуе в Казани, 2000

В настоящее время Сабантуй приобрел в Татарстане статус государственного праздника: он проводится практически в каждом населённом пункте, издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования.

Главный Сабантуй устраивается в столице Татарстана Казани (ныне в Берёзовой роще посёлка Мирный). Сабантуи проводятся также за пределами Татарстана в местах со значительным татарским населением. Также ежегодно попеременно в одном из регионов России с крупной татарской диаспорой официально проводится Федеральный Сабантуй.

Порядок проведения Сабантуя

Старые традиции сабантуя постепенно дополняются современными, тем не менее, основной порядок проведения праздника сохраняется. Как правило, в городах сабантуй празднуется один день на майдане, а в селе он состоит из двух частей - ритуального сбора подарков и майдана. Сабантуй на селе является временем приема гостей: родственников и друзей, поэтому к нему заранее готовятся: в доме убирают и белят, готовят угощения для гостей.

Сабантуй начинают готовить накануне праздника в субботу или даже в пятницу. Один из этапов - сбор подарков - әйбер җыю , яулык җыю . В некоторых сёлах, например, Лениногорского , Мензелинского районов для сбора подарков седлают до 50 и больше самых лучших коней. Юноши с песнями разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т. д., которые прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника, и поэтому юноши стараются получить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми. Если лошади нет, то юноши обвязываются крест-накрест через плечо двумя полотенцами, на которые и вешают подарки. В некоторых деревнях под Казанью подарки собирают старики-аксакалы, которые обходят дома и подвешивают подарки к шесту на плече. Чаще всего хозяин или хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот. Юноши благодарят одаривающих песнями, а в конце сбора проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько было собрано вещей.

Обязательным является подарок молодой снохи - яшь килен , которая по традиции дарит вышитое полотенце. Лучшее полотенце в дальнейшем дарилось победителю состязания сабантуя, что было большой честью как для батыра сабантуя, так и для девушки, вышившей полотенце. В последние годы ввиду исчезновения домашнего производства тканых полотенец для сабантуя начали дарить рубашки.

Одно из собранных полотенец (традиционные полотенца с красными узорными концами - кызыл башлы сёлге все еще встречаются среди собранных подарков) вывешивают на длинном шесте при въезде в село как оповещение о предстоящем сабантуе.

Сохранилась традиция ритуального сбора яиц, которые дают как с подарком, так и вместо него. Часть яиц продают, а полученные деньши используются для покупки нужных для сабантуя вещей. Остальная часть яиц используется на майдане при проведении шуточных состязаний: их пьют борцы и т. д.

Место проведения праздника назначают и оборудуют заранее. Майдан очищают от камней и разравнивают, иногда на него устанавливают трибуну. Часто место для майдана является постоянным, и сабантуй на нём празднуется из года в год. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, здесь же работают торговые палатки, буфеты.

Открывает сабантуй, поздравляя собравшихся с национальным праздником, один из руководителей района или города, а на главном сабантуе в Казани - Президент Татарстана.

После торжественного открытия праздника начинается развлекательная часть: выступают певцы, танцоры, которыми являются участники художественной самодеятельности или же профессиональные деятели искусства.

После окончании концерта объявляют место и время для проведения состязаний. Ввиду большого стечения народа и большого числа желающих принять участие в состязаниях их невозможно провести на майдане, однако призы победителям вручаются только на майдане.

Одним из самых популярных видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба - корэш . Соревнования начинают два юных мальчика (иногда два старика), а затем поочередно состязаются мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.

Кульминационным моментом борьбы и всего сабантуя служит борьба батыров - победителей в предварительных схватках и, наконец, двоих финалистов. Поединки на майдане показывают силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, а также их благородство и уважительное отношение к сопернику.

Победителю состязаний достаётся самый ценный подарок сабантуя, в наши дни довольно значительный: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. По традиции победителю как приз дают живого барана.

Майдан послужил началом спортивной карьеры для многих известных борцов, а татарская борьба корэш стала видом спорта, в котором проводятся личные и командные первенства Татарстана и России.

На майдане соревнуются в подъеме тяжестей: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.

Широко распространены шуточные соревнования, которые также проводятся на майдане. Это различные состязания в беге: бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом, бег с ведрами на коромысле, наполненными водой, бег в мешках, бег по двое, когда левая нога одного привязана к правой ноге другого. Соревнуются в бой мешками, набитыми сеном, травой, который ведут на скользком бревне; состязаютя в игру, во время которой нужно с завязанными глазами разбить палкой глиняный горшок, стоящий на земле. Также пользуются популярностью перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб с призом наверху. В качестве приза используют живого петуха в клетке, сапоги и т. д.

Проводят соревнования певцов, чтецов, танцоров; организуют хороводы, танцы; вместе с мастерами занимаются различными национальными ремёслами, например, ковкой.

Обычно майдан продолжается с 10-11 утра до 2-3 часов дня. На нём продают сладости и другие вкусности, часто устраивают семейные чаепития за самоваром.

После окончании майдана вечером молодежь собирается на вечерние игры - кичке уен (вечерний сабантуей) - на краю села, на лугах, на месте дневного майдана или в клубе. Здесь также проводят соревнования певцов, танцоров, чтецов.

Федеральный Сабантуй

2001 год - Саратов,

2002 год - Тольятти (Самарская область),

2003 год - Димитровград (Ульяновская область),

2004 год - Йошкар-Ола,

2005 год - Нижний Новгород,

2006 год - Саранск,

2007 год - Челябинск,

2008 год - Астрахань,

2009 год - Ульяновск,

2010 год - Ижевск,

2011 год - Екатеринбург,

2013 год - ...

Всероссийский Сельский Сабантуй

IV (2013 год) - ...

Сабантуй за пределами России

Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру. Этот праздник является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи стали ежегодно проводиться в частном порядке в таких городах, как Вашингтон , Нью-Йорк , Сан-Франциско , Берлин , Ташкент , Монреаль , Торонто , Прага , Стамбул и многих других.

См. также

  • Обходные обряды

Примечания

  1. Акатуй
  2. Шипова Е. И. Словарь тюркизмов в русском языке. Алма-Ата: Наука, 1976, С. 268.
  3. См. Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX - нач. XX века). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2001. С. 50., Никишенков А.А. Традиционный этикет народов России. XIX – начало ХХ вв. М.: Старый сад, 1999, С.77, Кучемезов Б.Х. Земледелие у балкарцев //Этнографическое обозрение. 2001, №1. С. 73.
  4. сабантуй (происхождение сабантуй, этимология сабантуй) « Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс (online версия) « Русский язык « Classes.ru
  5. Сабантуй в Энциклопедии Челябинск
  6. Агапайрем - место встреч
  7. Балтай - праздник мёда и масла
  8. Гербер: о традиционном летнем празднике удмуртов
  9. Тридиции народов КБР
  10. 1gb.ru хостинг - первая страница
  11. Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа (Историко-этнографическое исследование). - Казань: Татарское кн. изд-во, 1984, С.52.