Спок биография. Спок, бенджамин. Развитие зрительной памяти

Ребенок и уход за ним

Предисловие к русскому изданию (1970 г.)

Необычна судьба доктора Бенджамина Спока. Знаменитый педиатр, книга которого «Ребенок и уход за ним» разошлась в США в 20 000 000 экземпляров и служит настольным руководством для матерей Америки, решил взять на себя ответственность за то, как дети, воспитанные с помощью его советов, поступают, достигнув зрелого возраста.

Перед его глазами - вьетнамская авантюра правящего класса США.

Сожженные города и деревни… уничтоженные посевы… пораженные напалмом дети, женщины, старики… жестокость американской солдатни… Но героический народ Вьетнама не сломлен.

Весь мир воочию убедился, что народ не может быть поставлен на колени, если он борется за свою независимость, за свою свободу, за счастье своих детей.

Мог ли гуманист, детский врач, всю свою жизнь посвятивший охране здоровья детей, пройти мимо грязной войны во Вьетнаме? И он становится активным борцом за мир. Он не постеснялся заявить, что война во Вьетнаме с военной точки зрения безнадежна, с моральной - порочна, с политической - обречена на поражения. Разве не скандально, что Америка тратит безумные деньги на войну и ничего не делает для того, чтобы покончить с нищетой у себя дома.

Доктор Спок вместе с другими прогрессивными деятелями Америки подписывает воззвание к американцам, в котором он заявляет о своем долге оказывать моральную поддержку и материальную помощь молодым американцам, отказывающимся под угрозой тюремного заключения идти в армию. Американские юристы публично заявили, что доктор Спок и его соратники имели право агитировать против службы в армии, так как граждане Америки не должны участвовать в незаконной и несправедливой войне, и что они вправе противиться своему правительству, ведущему такую войну. Участие в ней является тяжелым международным преступлением.

Доктору Споку около 70 лет. Он ездит по всей стране, выступает с лекциями, в которых рассказывает не только О том, как ухаживать за детьми, но и о том, как сохранить их жизнь, уберечь их от гибели на войне. Он говорит с теми, Кто растит детей, пользуется его книгой, его советами.

Родители! Сделайте все, чтобы во Вьетнам пришел Мир, - призывает доктор Спок.

И призыв его не остается бесплодным. Молодая прогрессивная Америка понимает, куда ведет вьетнамская авантюра американских монополий, и сотнями возвращает свои призывные карточки или публично сжигает их.

Правительство США привлекало доктора Спока к уголовной ответственности по обвинению в заговоре с целью побудить молодежь США к отказу воевать во Вьетнаме.

Американская гуманистическая ассоциация единодушно присудила Бенджамину Споку почетное звание Гуманиста года за его неутомимую деятельность против войны.

Таков доктор Бенджамин Спок, который, по признанию мировой общественности, олицетворяет собою честь и совесть Америки и книгу которого мы предлагаем вниманию советских людей.


Предисловие ко второму изданию (1971 г.)

Первое издание книги Б. Спока вызвало большой интерес у советского читателя. Это объясняется тем, что проблемы воспитания детей волнуют людей всех стран, всех возрастов. Нет человека, который бы оставался равнодушным к этому ответственному и трудному делу.

Б. Спок - американский детский врач с большим жизненным опытом. Он хорошо знает, какие трудности ожидают родителей при воспитании детей, какие сложные вопросы возникают при этом. Он так и начинает свою книгу: «Скоро у вас родится ребенок». Доктор Спок ставит задачу - рассказать о том, как воспитывать ребенка, начиная со дня его рождения. Всех родителей интересует, как добиться, чтобы ребенок был здоровым, что нужно делать для этого, какие меры принять, если- он болен, как определить, что он нездоров.

Большое внимание автор уделяет как будто бы мелочам: как узнать, отчего ребенок плачет, как его успокоить, как покормить. Но из таких мелочей и складывается комплекс воспитания, поэтому советы являются весьма ценными, особенно для родителей, которые прежде не сталкивались с детьми.

Очень важны советы родителям наблюдать за формированием психики ребенка. В книге затрагиваются проблемы, даются рекомендации родителям «трудных» детей.

Доктор Спок хорошо знает, что мало вырастить детей, надо их еще и правильно воспитать, нельзя калечить их ранимую психику. Вот поэтому он так активно выступает против агрессии американских империалистов во Вьетнаме, совершенно правильно считая, что такая война ничего, кроме горя и несчастья, не может принести в семьи и вьетнамцев, и американцев.

В. В. Кованов академик АМН СССР, заместитель председателя Советского комитета защиты мира, профессор


Дорогие родители! Большинство из вас имеет возможность, если нужно, обратиться к врачу. Врач знает вашего ребенка и только он может дать вам самый лучший совет. Иногда ему достаточно лишь взгляда и одного-двух вопросов, чтобы понять, что с вашим ребенком.

Настоящая книга не имеет в виду научить вас ставить диагнозы или лечить самостоятельно. Автор хочет дать вам лишь общее представление о ребенке и его нуждах. Правда, для тех родителей, которым в силу исключительных обстоятельств трудно добраться до врача, в некоторых разделах даются советы об оказании первой помощи. Лучше уж совет книги, чем никакого совета! Но нельзя надеяться только на книгу, если есть возможность получить настоящую медицинскую помощь.

Я хочу также подчеркнуть, что не следует слишком буквально понимать все, что написано в этой книге. Нет похожих детей, как нет и похожих родителей. По-разному протекают болезни у детей; различные формы в разных семьях приобретают и проблемы воспитания. Все, что я мог сделать, - это описать лишь самые общие случаи. Помните, что вы хорошо знаете вашего ребенка, а я его не знаю совсем.

О родителях

Доверяйте себе

1. Вы знаете гораздо больше, чем вам кажется.

Скоро у вас родится ребенок. Может быть, он уже родился. Вы счастливы и полны энтузиазма. Но если у вас недостаточно опыта, вы, возможно, опасаетесь, что не справитесь с уходом за ребенком. Вы наслушались разговоров о воспитании детей, вы начитались специальной литературы на эту тему, вы говорили с врачами. Проблема ухода за ребенком может показаться вам чересчур сложной. Вы выясняете, как ребенку нужны витамины и прививки. Одна знакомая говорит вам, что яйца нужно начать давать как раньше, потому что они содержат железо, а другая - что с яйцами надо подождать, потому что они вызывают диатез. Вам говорят, что ребенка можно избаловать, если часто брать его на руки, и что, наоборот, его нужно много ласкать. Одни говорят, что сказки возбуждают ребенка, а другие - что сказки благотворно влияют на детей.

14 июля 1946 года на полках книжных магазинов Америки появилась книга Бенджамина Спока «Уход за ребенком в духе здравого смысла». На заре третьего тысячелетия вряд ли найдется мама, которая не знает, что ребенка не следует туго пеленать и не обязательно кормить по расписанию. Но в середине XX века эти «странные» советы доктора Спока стали настоящей сенсацией..

«Уход за ребенком в духе здравого смысла» — так называлась книга, которая взбудоражила весь мир, а в США по популярности заняла второе место после Библии и стала настольной книгой молодых родителей. За 55 лет «Ребенок… «выдержал шесть переизданий, был переведен на 42 языка, включая урду (Иран и часть Афганистана), тайский (Таиланд) и тамильский (Шри-Ланка), а общий тираж книги уже превысил 50 миллионов экземпляров.

Будущий советчик всех молодых родителей родился в 1903 году в Нью-Хейвене (штат Коннектикут, США) в семье преуспевающего юриста. Спок, переиначенное голландское Спаак, — это родовое имя семьи переселенцев, обосновавшихся в долине реки Гудзон. Мать Бенджамина Милдред-Луиз, женщина строгая и властная, привыкшая скрывать свои чувства, была воплощением пуританства. Одним из главных авторитетов по «детским вопросам» в Америке считался тогда доктор Джон Уотсон. «Никогда, ни за что не целуйте своего ребенка», — строго наказывал он молодым родителям в книге «Психологическое воспитание младенца и ребенка». Похоже, Милдред-Луиз была прилежной ученицей Уотсона.

Спок первым стал использовать психоанализ, чтобы понять нужды детей


К тому же педагогический арсенал тогдашних родителей, по выражению газеты «Бостон Глоб», состоял из «закоснелых пособий, суждений, унаследованных от викторианской эры, поучений бабок и доброжелательных, но не всегда грамотных советов соседок, свекровей и тещ». В знак протеста против методов воспитания, практиковавшихся, в частности, и в его семье, расставшись с детством, Бенджамин Спок и написал свою книгу.


Для большинства американских пап и мам новое «пособие» словно распахнуло окно из душной комнаты в мир запахов и красок. Даже Милдред-Луиз, прочтя сочинение сына, сказала: «Что ж, Бенни, на мой взгляд, весьма недурно». А молодые мамы читали «Ребенка» как бестселлер. «У меня такое чувство, — признавалась в письме автору одна из читательниц, — будто вы разговариваете со мной, а главное — считаете меня разумным существом…».

Старшему из шести детей в семье, Бенджамину пришлось во всей полноте узнать, что такое заботы няньки. «Сколько же пеленок я сменил, сколько бутылочек с сосками поднес!» — рассказывал он о собственном детстве. Не удивительно, что Спок сочувствовал матерям. А оказавшись на войне в качестве психиатра, он был потрясен тем, как цинично она сводит все родительские усилия на нет.

До 40 млн детей, рождённых в 1950—1960-е гг, воспитывались «по Споку"


В 1943 году он начал книгу об уходе за детьми «в духе здравого смысла»: «Некоторые молодые родители считают, что они должны отказаться от всех удовольствий просто из принципа, а не из практических соображений. Но слишком большое самопожертвование не принесет пользы ни вам, ни ребенку. Если родители слишком заняты только своим ребенком, постоянно беспокоятся только о нем, они становятся неинтересны для окружающих и даже друг для друга…».

Именно здравый смысл должен стать основой детского воспитания, утверждал доктор Спок: «Если дитя плачет, утешьте или накормите его, пусть даже будет нарушен график кормления. Но не надо бросаться к младенцу стремглав, едва он захнычет. Если же ребенок не может или не хочет чего-то делать, не заставляйте его…».

Почитатели Бенджамина Спока утверждают, что книга «Ребенок и уход за ним», написанная в эпоху президентства Франклина Рузвельта, отразила здравый смысл рузвельтовского «нового курса», который помог Америке не только выжить в тяжелых испытаниях XX века, но и стать сильнейшей державой в мире. Противники же воспитания «по-споковски» считали, что он поколебал христианские устои общества: «Библия учит, что человек изначально порочен. Все несут на себе проклятие первородного греха. Спок отказался от христианской парадигмы. Методы воспитания, предложенные доктором, основывались на разрешении ребенку как можно большего».


Сам Бенджамин Спок говорил, что постарался воплотить в жизнь идеи двух крупных мыслителей начала XX столетия — основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, а также американского философа и просветителя Джона Дьюи, полагавших, что «вовсе не обязательно загонять детей во взрослую жизнь с помощью дисциплинарных методов — они вполне могут стать взрослыми по собственной воле». Дети, воспитанные в соответствии с советами доктора Спока, продемонстрировали характер уже в 60-х, выйдя на акции протеста против войны во Вьетнаме. Да и сам доктор с первых же дней войны начал выступать против нее. Респектабельному медику это грозило серьезными неприятностями, но он сознательно пошел на риск: «Нет смысла растить детей, чтобы потом позволить им заживо сгорать». В 1968 году Бенджамина Спока признали виновным в преступном пособничестве молодым людям, уклоняющимся от призыва в вооруженные силы Соединенных Штатов. Доктору грозили два года тюрьмы, однако апелляционный суд отменил приговор.

В СССР книга Спока вышла в 1956 году и произвела настоящую революцию


В целом, материнское воспитание сказалось на «взрослой жизни» доктора Спока. «Я никогда не целовал своих сыновей», — говорил он. И дети, видимо, очень страдали. Младший, Джон, признавался, что чувствовал себя брошенным. Старший, Майкл, тоже был не в восторге от отцовской педагогики: «Наш Бен всегда мыслил крайними категориями. У него все было или только плохим, или только хорошим… И уж если я делал что-нибудь не так, то всегда мог в полной мере почувствовать, насколько неодобрительно относится отец к моему поступку».

Не сложились отношения у доктора и с матерью его детей — Джейн. По свидетельству людей, близких семейству Споков, она была его первой помощницей в подготовке книги, но все время чувствовала себя недооцененной. Душевный дискомфорт вылился в алкоголизм Джейн, что разрушило брак окончательно. В 1975 году супруги развелись, и вскоре спутницей Спока стала Мэри Морган — женщина на 40 лет моложе его.


Страшный удар произошел в 1983 году, когда в возрасте 22 лет покончил с собой внук Спока Питер, и всем членам семьи казалось, будто доктор винит их в том, что не обратили внимания на депрессию, толкнувшую парня на гибельный шаг. О том, как Бенджамин Спок переживал случившееся, можно судить по его словам: «Работу, карьеру нам нужно отодвинуть на второй план, чтобы дела не были для нас превыше всего, чтобы не отнимали столько времени, лишая возможности общаться с семьей…»

Доктор Спок баллотировался на пост президента США в 1972 году


Умер Бенджамин Спок в своем доме в Сан-Диего, перенеся незадолго до смерти сердечный приступ, инсульт и шесть тяжелых пневмоний. Ему предлагали госпитализацию, но Мэри, зная, что муж вне дома не проживет и двух недель, на это не согласилась. Счета за медицинский уход на дому достигали 16 тысяч долларов в месяц. С учетом того, что годовой бюджет семьи составлял около 100 тысяч долларов, оплачивать такие счета не было возможности. Поэтому Мэри Морган обратилась за помощью к друзьям и знакомым. Когда об этом сообщила пресса, на имя Бенджамина Спока пошли письма и денежные переводы.

«Я всей душой ненавижу атмосферу казенных похорон, — писал доктор в своих мемуарах «Спок о Споке». — Ненавижу затемненную комнату, людей с вытянутыми лицами, молчащих, перешептывающихся или шмыгающих носом, помощников распорядителя, безуспешно пытающихся изобразить скорбь… Мой идеал — негритянские похороны в духе Нового Орлеана, когда друзья идут, пританцовывая, змейкой под звуки джаз-банда».

Дорогие родители! Большинство из вас имеет возможность, если нужно, обратиться к врачу. Врач знает вашего ребенка и только он может дать вам самый лучший совет. Иногда ему достаточно лишь взгляда и одного-двух вопросов, чтобы понять, что с вашим ребенком.

Настоящая книга не имеет в виду научить вас ставить диагнозы или лечить самостоятельно. Автор хочет дать вам лишь общее представление о ребенке и его нуждах. Правда, для тех родителей, которым в силу исключительных обстоятельств трудно добраться до врача, в некоторых разделах даются советы об оказании первой помощи. Лучше уж совет книги, чем никакого совета! Но нельзя надеяться только на книгу, если есть возможность получить настоящую медицинскую помощь.

Я хочу также подчеркнуть, что не следует слишком буквально понимать все, что написано в этой книге. Нет похожих детей, как нет и похожих родителей. По-разному протекают болезни у детей; различные формы в разных семьях приобретают и проблемы воспитания. Все, что я мог сделать, - это описать лишь самые общие случаи. Помните, что вы хорошо знаете вашего ребенка, а я его не знаю совсем.

О родителях

Доверяйте себе

1. Вы знаете гораздо больше, чем вам кажется.

Скоро у вас родится ребенок. Может быть, он уже родился. Вы счастливы и полны энтузиазма. Но если у вас недостаточно опыта, вы, возможно, опасаетесь, что не справитесь с уходом за ребенком. Вы наслушались разговоров о воспитании детей, вы начитались специальной литературы на эту тему, вы говорили с врачами. Проблема ухода за ребенком может показаться вам чересчур сложной. Вы выясняете, как ребенку нужны витамины и прививки. Одна знакомая говорит вам, что яйца нужно начать давать как раньше, потому что они содержат железо, а другая - что с яйцами надо подождать, потому что они вызывают диатез. Вам говорят, что ребенка можно избаловать, если часто брать его на руки, и что, наоборот, его нужно много ласкать. Одни говорят, что сказки возбуждают ребенка, а другие - что сказки благотворно влияют на детей.

Не воспринимайте слишком буквально все, что говорят вам знакомые. Не бойтесь доверять собственному здравому смыслу. Воспитание ребенка не будет сложным, если вы сами не будете его усложнять. Доверяйте своей интуиции и следуйте советам детского врача. Главное, что нужно ребенку, - ваша любовь и забота. И это гораздо ценнее, чем теоретические знания. Всякий раз, когда вы берете ребенка на руки, даже если сначала вы делаете это неуклюже, всякий раз, когда вы меняете ему пеленку, купаете его, кормите, разговариваете с ним, улыбаетесь ему, ребенок чувствует, что он принадлежит вам, а вы ему. Никто в мире, кроме вас, не может дать ему этого чувства. Вам, наверное, покажется удивительным, что при изучении методов воспитания детей ученые пришли к выводу, что хорошие, любящие родители интуитивно выбирают самые правильные решения. Более того, уверенность в своих силах - залог успеха. Будьте естественны и не бойтесь ошибок.

Родители тоже люди

2. У родителей свои нужды.

Книги об уходе за ребенком, так же как и эта книга, говорят в основном о многочисленных нуждах ребенка. Поэтому неопытные родители порой впадают в отчаяние, начитавшись о той огромной работе, которую им предстоит проделать. Им кажется, что автор стоит на стороне детей и обвиняет родителей, если что-то не ладится. Но было бы только справедливо отвести столько же страниц нуждам родителей, неудачам, с которыми они постоянно сталкиваются, их усталости, нечуткости со стороны детей, которая так больно ранит родителей. Вырастить ребенка - долгий и тяжелый труд, и у родителей также есть человеческие потребности, как и у их детей.

3. Дети бывают "легкими" и "трудными".

Известно, что дети рождаются с разными темпераментами и это не зависит от ваших желаний. Вам приходится принимать ребенка таким, какой он есть. Но у родителей также свои сложившиеся характеры, которые уже нелегко изменить. Одни родители предпочитают тихих, послушных детей и им будет трудно с энергичным и шумным ребенком. Другие легко справляются с мальчишкой-непоседой и драчуном и будут разочарованы, если их ребенок вырастет "тихоней". Родители стараются приспособиться к своему ребенку и делать для него все, что в их силах.

4. В лучшем случае вас ожидает тяжелая работа и отказ от многих удовольствий.

Работы по уходу за ребенком очень много: нужно готовить ему пищу, стирать пеленки и одежду, постоянно убирать за ним, разнимать драчунов и утешать побитых, слушать бесконечные малопонятные истории, участвовать в детских играх и читать детям книжки, которые вам совсем неинтересны, совершать утомительные прогулки по зоопарку, водить детей в школу и на детские утренники, помогать им готовить уроки, ходить на родительские собрания по вечерам, когда вы очень устали.

Вы будете тратить на детей большую часть семейного бюджета, из-за детей вы не сможете часто ходить в театр, кино, на лекции, в гости и на вечера. Вы, конечно, ни за что на свете не поменялись бы местами с бездетными родителями, но все-таки вам не хватает вашей былой свободы. Разумеется, люди становятся родителями не потому, что они хотят быть мучениками, а потому, что любят детей и видят в них плоть от плоти своей. Они любят детей еще и потому, что в детстве их тоже любили их родители. Забота о детях, наблюдение за их развитием дают многим родителям, несмотря на тяжелый труд, самое большое удовлетворение в жизни, особенно, если в результате из ребенка получается прекрасный человек. Дети - наши создания, залог нашего бессмертия. Все другие достижения в нашей жизни не идут ни в какое сравнение со счастьем видеть, как из наших детей вырастают достойные люди.

5. Не нужно слишком много жертв.

Некоторые молодые родители считают, что они должны полностью отказаться от своей свободы и всех удовольствий просто из принципа, а не из практических соображений. Даже, улизнув из дома, когда представляется возможность, чтобы получить какое-то удовольствие, они чувствуют себя слишком виноватыми. Такие чувства, но в меньшей степени, естественны для всех родителей в первые недели после рождения ребенка: все так ново и вы не можете думать ни о чем другом. Но слишком большое самопожертвование не принесет пользы ни вам, ни ребенку. Если родители целиком заняты только своим ребенком, постоянно беспокоятся только о нем, они становятся неинтересны для окружающих и даже друг для друга. Они жалуются, что заключены в четырех стенах из-за ребенка, хотя виноваты в этом сами. Они невольно чувствуют некоторую неприязнь к своему ребенку, хотя он и не требовал стольких жертв. В результате такие родители слишком много ждут от ребенка в благодарность за свои труды. Нужно постараться не впадать в крайности. Необходимо честно выполнять свои родительские обязанности, но и не лишать себя таких удовольствий, которые не повредят вашему ребенку. Тогда вы сможете больше любить своего ребенка и с большим удовольствием проявлять к нему свою любовь.

Benjamin McLane Spock ; 2 мая 1903 года , Нью-Хейвен , Коннектикут , США - 15 марта 1998 года , Ла-Хойя , Калифорния , США) - известный американский педиатр , автор книги «Ребёнок и уход за ним», изданной в 1946 году и ставшей одним из крупнейших бестселлеров в истории США. Его революционный призыв к родителям был «вы знаете гораздо больше, чем вам кажется». Спок был первым педиатром, изучавшим психоанализ с целью попытки понимания нужд детей в рамках развития семейных отношений. Его идеи о воспитании детей повлияли на несколько поколений родителей, сделав их более гибкими и нежными по отношению к своим детям, заставив их относиться к своим детям как к личностям, в то время как общепринятым мнением было то, что воспитание ребёнка должно быть сфокусировано на выработке дисциплины.

Биография

Бенджамин Спок родился 2 мая 1903 года в городе Нью-Хейвен , Коннектикут в семье успешного адвоката нидерландского происхождения Айвза Спока и домохозяйки Милдред Луизы (Стоутон) Спок . В семье было шестеро детей. Бенджамин был старшим, поэтому с самого детства он привык заботиться о детях.

Окончив школу, Спок поступил в Йельский университет , где он вначале изучал английский язык и литературу, а также увлекался спортом. Учитывая его рост (189 см) и отличные физические данные, Бена вскоре приняли в университетскую команду гребцов (академическая гребля , восьмёрка), чье выступление на Олимпийских играх 1924 года в Париже принесло Соединенным Штатам золотую медаль. Бенджамин Спок стал олимпийским чемпионом .

Несмотря на отличные результаты в спорте и неплохие познания в области филологии, Спок выбирает своим призванием медицину. «Неосознанная тяга к медицине» победила: проучившись несколько лет на медицинских факультетах Йельского и Колумбийского университетов, Спок в 1929 году стал врачом.

Активным оппонентом Бенджамина Спока был советский доктор Леонид Рошаль . В частности, он предостерегал от сна на груди, так как в последнем случае возможен риск смерти от механической асфиксии .

Публикации на русском языке

  • Спок Б. О воспитании детей. - М .: АСТ, 1998.
  • Спок Б. О жизни и любви простыми словами. Для подростков от 12 и старше. - М .: Пилигрим, 1999.
  • Спок Б. Проблемы родителей. - М .: Попурри, 1999.
  • Спок Б. Разговор с матерью. - М .: Литур, 2001.
  • Спок Б. Ребёнок. Уход и воспитание от 3-х до 11-ти лет. - М .: Феникс, 2001.
  • Спок Б. Молодым людям о любви и сексе. - М .: Сова, Эксмо, 2002.
  • Спок Б. Кормление новорожденного. - М .: Сова, Эксмо, 2003.
  • Спок Б. Проблемы младенчества. - М .: Сова, Эксмо, 2003.
  • Спок Б. Проблемы поведения у маленьких детей. - М .: Сова, Эксмо, 2003.
  • Спок Б. Первые два года жизни от доктора Спока. - М .: Попурри, 2007.
  • Спок Б. Книга для родителей от доктора Спока. - М .: Попурри, 2008.
  • Спок Б. Школьные годы от доктора Спока. - М .: Попурри, 2008.
  • Спок Б. Ребёнок и уход за ним. - М .: Попурри, 2014.

Напишите отзыв о статье "Спок, Бенджамин"

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Примечания

Отрывок, характеризующий Спок, Бенджамин

– Мари, ты знаешь Еван… – но он вдруг замолчал.
– Что ты говоришь?
– Ничего. Не надо плакать здесь, – сказал он, тем же холодным взглядом глядя на нее.

Когда княжна Марья заплакала, он понял, что она плакала о том, что Николушка останется без отца. С большим усилием над собой он постарался вернуться назад в жизнь и перенесся на их точку зрения.
«Да, им это должно казаться жалко! – подумал он. – А как это просто!»
«Птицы небесные ни сеют, ни жнут, но отец ваш питает их», – сказал он сам себе и хотел то же сказать княжне. «Но нет, они поймут это по своему, они не поймут! Этого они не могут понимать, что все эти чувства, которыми они дорожат, все наши, все эти мысли, которые кажутся нам так важны, что они – не нужны. Мы не можем понимать друг друга». – И он замолчал.

Маленькому сыну князя Андрея было семь лет. Он едва умел читать, он ничего не знал. Он многое пережил после этого дня, приобретая знания, наблюдательность, опытность; но ежели бы он владел тогда всеми этими после приобретенными способностями, он не мог бы лучше, глубже понять все значение той сцены, которую он видел между отцом, княжной Марьей и Наташей, чем он ее понял теперь. Он все понял и, не плача, вышел из комнаты, молча подошел к Наташе, вышедшей за ним, застенчиво взглянул на нее задумчивыми прекрасными глазами; приподнятая румяная верхняя губа его дрогнула, он прислонился к ней головой и заплакал.
С этого дня он избегал Десаля, избегал ласкавшую его графиню и либо сидел один, либо робко подходил к княжне Марье и к Наташе, которую он, казалось, полюбил еще больше своей тетки, и тихо и застенчиво ласкался к ним.
Княжна Марья, выйдя от князя Андрея, поняла вполне все то, что сказало ей лицо Наташи. Она не говорила больше с Наташей о надежде на спасение его жизни. Она чередовалась с нею у его дивана и не плакала больше, но беспрестанно молилась, обращаясь душою к тому вечному, непостижимому, которого присутствие так ощутительно было теперь над умиравшим человеком.

Князь Андрей не только знал, что он умрет, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной легкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое.
Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его.
Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденный от удерживавшего его гнета жизни, распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.
Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.
Но после той ночи в Мытищах, когда в полубреду перед ним явилась та, которую он желал, и когда он, прижав к своим губам ее руку, заплакал тихими, радостными слезами, любовь к одной женщине незаметно закралась в его сердце и опять привязала его к жизни. И радостные и тревожные мысли стали приходить ему. Вспоминая ту минуту на перевязочном пункте, когда он увидал Курагина, он теперь не мог возвратиться к тому чувству: его мучил вопрос о том, жив ли он? И он не смел спросить этого.

Болезнь его шла своим физическим порядком, но то, что Наташа называла: это сделалось с ним, случилось с ним два дня перед приездом княжны Марьи. Это была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу. Это было неожиданное сознание того, что он еще дорожил жизнью, представлявшейся ему в любви к Наташе, и последний, покоренный припадок ужаса перед неведомым.
Это было вечером. Он был, как обыкновенно после обеда, в легком лихорадочном состоянии, и мысли его были чрезвычайно ясны. Соня сидела у стола. Он задремал. Вдруг ощущение счастья охватило его.
«А, это она вошла!» – подумал он.
Действительно, на месте Сони сидела только что неслышными шагами вошедшая Наташа.
С тех пор как она стала ходить за ним, он всегда испытывал это физическое ощущение ее близости. Она сидела на кресле, боком к нему, заслоняя собой от него свет свечи, и вязала чулок. (Она выучилась вязать чулки с тех пор, как раз князь Андрей сказал ей, что никто так не умеет ходить за больными, как старые няни, которые вяжут чулки, и что в вязании чулка есть что то успокоительное.) Тонкие пальцы ее быстро перебирали изредка сталкивающиеся спицы, и задумчивый профиль ее опущенного лица был ясно виден ему. Она сделала движенье – клубок скатился с ее колен. Она вздрогнула, оглянулась на него и, заслоняя свечу рукой, осторожным, гибким и точным движением изогнулась, подняла клубок и села в прежнее положение.
Он смотрел на нее, не шевелясь, и видел, что ей нужно было после своего движения вздохнуть во всю грудь, но она не решалась этого сделать и осторожно переводила дыханье.
В Троицкой лавре они говорили о прошедшем, и он сказал ей, что, ежели бы он был жив, он бы благодарил вечно бога за свою рану, которая свела его опять с нею; но с тех пор они никогда не говорили о будущем.
«Могло или не могло это быть? – думал он теперь, глядя на нее и прислушиваясь к легкому стальному звуку спиц. – Неужели только затем так странно свела меня с нею судьба, чтобы мне умереть?.. Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи? Я люблю ее больше всего в мире. Но что же делать мне, ежели я люблю ее?» – сказал он, и он вдруг невольно застонал, по привычке, которую он приобрел во время своих страданий.
Услыхав этот звук, Наташа положила чулок, перегнулась ближе к нему и вдруг, заметив его светящиеся глаза, подошла к нему легким шагом и нагнулась.
– Вы не спите?
– Нет, я давно смотрю на вас; я почувствовал, когда вы вошли. Никто, как вы, но дает мне той мягкой тишины… того света. Мне так и хочется плакать от радости.
Наташа ближе придвинулась к нему. Лицо ее сияло восторженною радостью.
– Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете.
– А я? – Она отвернулась на мгновение. – Отчего же слишком? – сказала она.
– Отчего слишком?.. Ну, как вы думаете, как вы чувствуете по душе, по всей душе, буду я жив? Как вам кажется?
– Я уверена, я уверена! – почти вскрикнула Наташа, страстным движением взяв его за обе руки.
Он помолчал.
– Как бы хорошо! – И, взяв ее руку, он поцеловал ее.
Наташа была счастлива и взволнована; и тотчас же она вспомнила, что этого нельзя, что ему нужно спокойствие.
– Однако вы не спали, – сказала она, подавляя свою радость. – Постарайтесь заснуть… пожалуйста.
Он выпустил, пожав ее, ее руку, она перешла к свече и опять села в прежнее положение. Два раза она оглянулась на него, глаза его светились ей навстречу. Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его.
Действительно, скоро после этого он закрыл глаза и заснул. Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся.
Засыпая, он думал все о том же, о чем он думал все ото время, – о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувствовал себя ближе к ней.

Семейные уроки доктора Спока

Ребенок рождается, чтобы стать разумным и добрым человеческим существом. Не бойтесь любить его и наслаждаться им. Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, любили его и были с ним нежны. Не бойтесь выполнять желания своего ребенка, если они кажутся вам разумными и не делают вас его рабом. (Б. Спок)

Революционная педагогика доктора Б. Спока

Поклонники американского ученого, детского врача и педагога Бенджамина Спока часто называют его гуру, учителем и добрым советчиком для всех молодых родителей. Не одно поколение выросло на его книгах, с тех пор как в 1946 году появилась и самая знаменитая из них — «Ребенок и уход за ним».

Эта настоящая «библия» воспитания выдержала множество переизданий, была переведена на 42 языка, став настольной книгой для родителей всего мира и самым раскупаемым изданием после Библии. Ее общий тираж превысил 50 миллионов экземпляров. С простотой и изяществом, с юмором и тактом автор сумел донести до родителей идеи, которые к тому времени были известны лишь узкому кругу психологов и психиатров.

С именем доктора Спока связан настоящий переворот в семейном воспитании, обозначивший решительный переход от авторитаризма в общении с детьми к гуманизму, к демократической педагогике. Спок не столько теоретик, сколько практик-экспериментатор, гарантирующий педагогический успех, заботливо оберегающий родителей от неоправданного риска, неумелого новаторства и ошибок. Особой популярностью пользуются рекомендации Спока у молодых матерей. А выражение «воспитание по Споку» уже стало крылатым. Это воспитание гуманистическое, творческое, опирающееся на две силы — на научное знание и народную мудрость.

Сегодня вряд ли найдется мама, которая не знает, что ребенка не следует туго пеленать и не обязательно кормить по расписанию. Но в середине XX века эти «странные» советы доктора Спока стали настоящей сенсацией. Какие еще тайны открыл родителям американский педиатр, ставший авторитетным семейным воспитателем?

Бенджамин Спок родился в 1903 году в Нью-Хейвене (штат Коннектикут, США) в семье преуспевающего юриста. Мать Бенджамина, Милдред-Луиз, женщина строгая и властная, привыкшая скрывать свои чувства, была воплощением пуританства. Одним из главных авторитетов по «детским» вопросам в Америке считался тогда доктор Джон Уотсон.

«Никогда, ни за что не целуйте своего ребенка, — строго-настрого наказывал он папам и мамам в книге «Психологическое воспитание младенца и ребенка», — никогда не берите его на руки. Никогда не качайте колыбель».

Похоже, Милдред-Луиз была прилежной ученицей Уотсона, а педагогический арсенал в ту пору состоял, по определению одного из журналистов, из «закоснелых пособий, суждений, унаследованных от викторианской эры, поучений бабок и доброжелательных, но не всегда грамотных советов соседок, свекровей и тещ». Вполне вероятно, что в знак протеста против методов воспитания, практиковавшихся, в частности, и в его семье, Бенджамин Спок и написал свою книгу.

Для большинства американских пап и мам новое пособие было подобно глотку свежего воздуха. Даже Милдред-Луиз, прочтя сочинение сына, сказала: «Что ж, Бенни, на мой взгляд, весьма недурно». А молодые мамы читали книгу как увлекательный роман. «У меня такое чувство, — признавалась в письме автору одна из читательниц, — будто вы разговариваете со мной, а главное, считаете меня разумным существом...»

Наибольшее влияние оказали на Спока идеи Зигмунда Фрейда. Молодой медик решил пройти курс Дидактического анализа. С аналитиком ему повезло — им оказался Дональд Винникотт, гуманист в не меньшей мере, чем фрейдист. Результаты анализа воодушевили Спока, позволили ему пересмотреть свое мироощущение, по-новому взглянуть на собственные эмоциональные проблемы с опорой на ранний детский опыт.

Спок был увлечен настолько, что решил сам стать практикующим психоаналитиком. По его убеждению, решение детских проблем следовало начинать с проблем родительских. Некоторое время он работал с молодыми семьями, стремясь предостеречь будущих родителей от предстоящих проблем. Свои размышления, предназначенные родителям, он обобщил в первой книге «Психологические аспекты педиатрической практики».

Фактически книга явилась приложением теории Фрейда к практике ухода за ребенком: кормлению, отлучению от груди, приучению к горшку, дисциплине и многим другим поведенческим и эмоциональным проблемам. Избегая теоретических рассуждений, — Спок, по существу, пытался вложить основы психоанализа в умы американского среднего класса. Опираясь на еще одно положение Фрейда — что подавление детских поведенческих реакций может в будущем вызвать серьезные невротические нарушения, — Спок предлагал родителям быть терпеливыми, терпимыми и спокойно пережить определенные стадии детского развития. Через несколько лет материал этой первой и наименее известной книги доктора Спока лег в основу другой книги — той, что принесла ему всемирную славу.

Сам Бенджамин Спок не раз говорил, что постарался воплотить в жизнь идеи крупнейших мыслителей-гуманистов начала XX столетия, полагая, что «вовсе не обязательно загонять детей во взрослую жизнь с помощью дисциплинарных методов — они вполне могут стать взрослыми по собственной воле».

Британский психолог Пенелопа Лич, считающаяся одним из ведущих в мире специалистов по проблемам развития ребенка, называла Спока «первым, кто взглянул на маленького ребенка, даже младенца, как на полноправного человека. Детская душа интересовала его так же, как и тело, что не было характерно для большинства врачей того времени».

Парадоксы воспитания доктора Б. Спока

Доктор Спок — личность, безусловно, выдающаяся, но в то же время и достаточно противоречивая, о чем не раз говорили и его критики, и сторонники. Но удручает то, что «гуру либералов от просвещения», настаивавший на воспитании детей без стрессов, в любви и радости, с собственными детьми вел себя совсем иначе.

Несколько лет назад сыновья доктора Спока, Майкл и Джон, устав от легенды об «апостоле мягкости», впервые нарушили молчание, выступив в программе ВВС с исповедью о своем «счастливом детстве». «Портрет Б. Спока в семейном интерьере» не имел ничего общего с расхожим имиджем. Добрейший «доктор Айболит», весь жар души отдававший чужим детям, с домашними был холоден, суров и деспотичен. Скупой на ласку, улыбки, задушевные беседы, т. е. на все то, к чему сам рьяно призывал каждого родителя, Спок своим отчуждением доставил немало страданий сыновьям и жене, которая в конце жизни впала в глубокую депрессию.

Неосознанно копируя собственных родителей, знаменитый доктор воспитывал своих детей методами предшественника, Джона Уотсона, слывшего главным авторитетом по этой части в так называемый доспоковский период. Мрачный и педантичный Уотсон, считавший ребенка аморфной массой, из которой можно вылепить что угодно, указывал родителям на необходимость формировать отпрысков холодно и точно, как гончар глину, дабы не испортить человеческий материал (не целовать, не обнимать, не реагировать на капризы, кормить по часам и по схеме и т. д.).

Выпустив книгу, быстро превратившуюся в бестселлер, Уотсон апробировал изобретенную систему на Двух своих сыновьях. В итоге один из них покончил Жизнь самоубийством, а второй стал психоаналитиком.

Сраженный результатом, «гуру» публично отказался от принесшего ему известность сочинения, признав, что «слишком мало знал то, о чем решил написать». Но было поздно. «Гуруманы» уже воспитывали детей по-уотсоновски, мучая их и страдая сами.

С появлением Спока, резко качнувшего систему воспитания в противоположную сторону, многие облегченно вздохнули. Его рецепт счастья для родителей с детьми был сказочно прост и приятен: максимум любви, минимум запретов и никаких конфликтов. Миллионы энтузиастов пошли по жизни с книгой нового гуру в руках. Прошли годы, прежде чем появились первые тревожные сигналы: методика популярного педиатра давала сбои.

Чтобы избавиться от возникших сомнений, одна из последовательниц Спока, психолог М. Гриббин, провела исследование: несколько лет подряд она изучала и сравнивала детей из обычного садика (где требуют соблюдать дисциплину, ставят в угол, заставляют есть полезный, но нелюбимый шпинат) и, так сказать, «эксклюзивного», с богатым арсеналом всевозможного развивающего оборудования, где дети делают все, что хотят, а персонал в случае «невежливого поведения» обласкивает каждого маленького забияку, интерпретируя его выходки как «потребность обратить на себя внимание окружающих, сигнал того, что он обделен заботой и любовью».

Результаты оказались неутешительными. Дети из «традиционного» садика не только выглядели, но и чувствовали себя гораздо счастливее тех, кого воспитывали по-новому. Неограниченная свобода лишала малышей необходимых ориентиров в сложных ситуациях, что делало их нервными, агрессивными и вело к той или иной патологии. В то время как обычные дети увлеченно играли в групповые игры (по 3—4 человека), легко осваивая азы социализации, «споковцы» поодиночке без конца ссорились друг с другом, постоянно выясняли отношения. Разочарованному «отцу вседозволенности» пришлось в конечном счете признать, что его методы воспитания не сделали подросшие поколения молодежи более счастливыми и психически крепкими.

Однако Спок хорошо понимал проблему слишком буквального восприятия своей системы воспитания. Ухаживая за ребенком «по Споку», родители теряли свое ведущее положение, так как верили, что ребенок лучше знает, что ему нужно, а свою роль видели лишь в том, чтобы следовать за его побуждениями.

Уже в 50-е годы Спок начал предостерегать от крайностей. Во втором издании своей знаменитой книги (1957) он акцентировал роль родительского авторитета, в третьем (1968) значительно расширил главу «Дисциплина», где, оставаясь на своих прежних позициях относительно определяющей роли родительской любви в воспитании ребенка, подчеркивал также обязанность родителей ставить перед Детьми разумные ограничения, учить их на примерах и наставлениях, что правильно и что прилично.

Авторитет скончавшегося в 1998 году Спока продолжает оставаться очень высоким. Однако свято место пусто не бывает, и сегодня «гуруманы» от воспитания уже поклоняются новому кумиру — семейному доктору Стиву Биддалфу. Выросший в Австралии англичанин, психолог по образованию, написал очередной бестселлер — «Секрет счастливых детей», который был переведен на 15 языков и издан миллионным тиражом.

Помимо Великобритании особую популярность эта книга приобрела в Китае и Германии. Ее адресат универсален (родитель с любым уровнем образования, стоящий на любой ступеньке социальной лестницы, имеющий детей от грудничка до подростка), язык прост, картинки похожи на комиксы, мысли — здравые, советы — максимум практичности.

Автор призывает родителей избегать двух основных ошибок: не становиться тиранами самим и не позволять превращаться в них детям. Ведь родители — тоже люди, только взрослые. Действовать методом убеждения «по Споку» хорошо, считает Биддалф, но трудно и долго. Не у каждого родителя в наши дни хватит на это времени и энергии. Поэтому смоделировать правильный стереотип поведения малыша лучше четкой и ясной подсказкой в утвердительной форме.

Например, вместо того чтобы увещевать неуемное чадо фразой «Не выбегай на проезжую часть!», лучше коротко, не вдаваясь в подробности, скомандовать ему: «Стой на тротуаре рядом со мной!» — и точка. Биддалф привлек родителей здравомыслием: детям необходимы интеллектуальные и эмоциональные стимулы, без них они устают и скучают; занимаясь с ребенком, не следует предъявлять к нему завышенных требований, ибо совместная деятельность, которая сближает и творчески обогащает, — уже сама по себе польза; важно выслушивать и поддерживать ребенка в решении его проблем; будь последователен в своих действиях, за плохое поведение наказывай, но плохое настроение на детях не срывай и т. д.

Впрочем, нынешние родители не так доверчивы, как предыдущее поколение. Их пытливый ум, щепетильность, а также доступ к большим объемам информации, в том числе и благодаря Интернету, позволяет не вдаваться в крайности, а рассчитывать на свою интуицию. Они прислушиваются к советам, но не перекладывают ответственность за ребенка на авторов многочисленных воспитательных программ. Доступность специальной психологической литературы, многочисленные журналы, посвященные развитию малышей, расширяющиеся возможности общения на форумах с другими мамами и папами повышают уровень самосознания современных молодых родителей.

Не так давно был проведен опрос 200 мам, имеющих детей в возрасте от 3 месяцев до 7 лет. Было интересно, прислушиваются ли они к советам доктора Спока или же вообще отказываются от каких- либо «внешних влияний» и ориентируются на свою интуицию. Оказалось, что:

➣ лишь 3 % молодых мам используют в уходе и общении с ребенком советы доктора Спока;

➣ 50 % опрошенных, хотя и не читали его книг, категорически против данных доктором Споком рекомендаций, о которых они слышали от знакомых. Именно поэтому они либо обращаются к другим авторам, либо при необходимости советуются со своими знакомыми, родственниками, друзьями;

➣ 30 % мам читали его книгу, но не согласны со многими описанными в ней советами, хотя и признаются, что периодически открывают ее, в случае если возникают трудности и необходимо срочно их преодолеть;

➣ 17 % респондентов пытались следовать советам Спока после прочтения статей, посвященных идеям знаменитого доктора, или понаблюдав за другими семьями, где активно используют его советы, но не получили ожидаемого эффекта, поэтому больше ориентируются на свой опыт и собственные принципы воспитания.

Что ж, воспитание «по Споку» критикуют давно и постоянно, но при этом иногда забывают: Спок ведь не педагог! Он и не собирался создавать целостную педагогическую систему с методиками, пособиями, конкретными программами и разработками. Педагогика Спока — это просто комментарии к ответам на медицинские вопросы. Добрый доктор учит юную маму, что делать, если у ребенка болит животик, а заодно рассказывает, как малыш видит мир. «Ребенок не готовится жить, он уже живет!» — вот суть споковского учения. В то же время его гуманистические идеи с годами не теряют актуальности.

Споку более чем кому-либо подходит определение «сын своего века». Его рождение пришлось на начало, а смерть — на последние мгновения ушедшего столетия, когда взоры человечества устремились уже в грядущий век. Спок не обогнал свое время, он шел в ногу с ним, проживал его шаг за шагом, чутко впитывая научные идеи и общественные настроения и сам создавая ту идейную атмосферу, которую с готовностью приняли современники.