В каком году была монетизация льгот. Отказ от льгот. От каких льгот можно отказаться в пользу денег

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра социологии и политологии

Контрольно-курсовая работа на тему:

«Монетизация льгот и ее последствия для населения»

Выполнил: Ф.И.О.

гр.ХХХХХХ

Проверил: Ваховский А.М.

Введение 1

Причины принятия закона о монетизации льгот и основные его положения. Кому была выгодна отмена льгот………………………………………………………………………1-4

Проблемы, с которыми столкнулись при реализации закона, и их причины…………………………………………………………………..4-8

Последствия для населения: плюсы и минусы………………………...8-9

Заключение…………………………………………………………………….9-10

Список литературы…………………………………………………………..11-12

Приложения…………………………………………………………………..13-15

Введение

Монетизация льгот – этот вопрос волнует всю нашу страну с середины прошлого года. Нет смысла говорить об актуальности этой темы - в каждой второй российской семье были те или иные категории льготников. Вопрос о монетизации не имеет возрастных рамок: он в равной мере затронул интересы как школьников, так и пенсионеров. К решению о принятии законопроекта страна отнеслась по-разному (см. приложение №2). Это вполне объяснимо, ведь кому-то монетизация оказалась выгодной, часть населения выиграла от перевода льгот в денежную форму, другая, наоборот, - проиграла. Предполагалось, что реформа принесет стране только пользу, но, возможно, правительство не учло мирового опыта. Нет ни одной экономически развитой страны, где все льготы переведены в денежную форму, будь то Соединенные Штаты или Швеция.  Это означает, что схема, предложенная правительством, нигде экспериментально не подтверждена. Попробуем разобраться, к чему привела монетизация в нашей стране.

Причины принятия закона и его основные положения.

Кому была выгодна монетизация?

2 июля 2004 года депутаты Госдумы в первом чтении большинством голосов поддержали законопроект о монетизации льгот. Идеологами и главными реализаторами этой реформы стали министр здравоохранения и социального развития М.Зурабов, Герман Греф, Алексей Кудрин.  Правительство убедило Думу принять законопроект, представив целый ряд преимуществ:

    Во-первых, помощь придет по точному адресу, тем, кто действительно в ней нуждается, минуя чиновников.

    Во-вторых, она будет конкретной, а не в виде пустых обещаний. По словам А.Исаева (председателя комитета Госдумы, ответственного за принятия 122 закона) новый закон дает населению деньги вместо существовавших только на бумаге льгот и приводит меры социальной защиты в соответствие с рыночной экономикой.  Часть льгот уже давно не работает (например, бесплатные лекарства: лекарственных препаратов часто не оказывалось в аптеках; кроме того, по льготам можно было приобрести только 150 препаратов (обычно самых дешевых и неэффективных)). Доказывая необходимость принятия закона, сторонники монетизации опирались на то, что большинство льготников поддерживают монетизацию. Однако исследования, проводимые Аналитическим Центром Юрия Левады, показывают совсем другое: решение о замене льгот денежными выплатами целиком поддерживают 12% от всех опрошенных, по большей части поддерживают 21%, по большей части против этого 23%, целиком против 34%. 

    К тому же, «отказ от бартера в социальной сфере», по мнению правительства, приведет к снижению тарифов.

    И, наконец, эта реформа позволит разграничить полномочия федеральной и региональной власти.

Цель реформы определил Алексей Кудрин: она состоит в «переходе от популизма к выполнению государством своих обязательств»  - многообещающий, но довольно обтекаемый ответ; по народному мнению, цели закона несколько другие: лишь 13% полагают, что замена производится для того, чтобы улучшить положение самых обездоленных, 25% предполагают, что целью является уравнение положения льготников с теми, кто не пользовался льготами, но по мнению большинства (53%) дело просто в том, чтобы "сэкономить бюджетные средства" за счет самых бедных.  Законопроект был принят Госдумой 5 августа 2004 г., одобрен Советом Федерации 8 августа. Впоследствии были внесены изменения от 29 ноября, 21, 29, 30 декабря 2004 года. Он принят «в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» 

Что же предложило правительство населению взамен натуральных льгот?

По 122-му федеральному закону все льготники разделены на федеральных и региональных, в зависимости от того, кто финансирует социальную поддержку этих граждан. Финансирование за счет федерального бюджета сохранилось для Героев СССР, России, Соцтруда, полных кавалеров ордена Славы и Трудовой Славы, инвалидов и участников ВОВ и их семей, узников фашизма, ветеранов боевых действий, проходивших военную службу в ВОВ не в действующей армии, блокадников, инвалидов всех трех групп, чернобыльцев. Финансирование ветеранов труда, тружеников тыла и пострадавших от политических репрессий производят региональные бюджеты. Взамен всех льгот (бесплатный проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; абонентская плата за телефон и его установка; протезирование и зубопротезирование и др.) они получают от 150 до 1550руб. + соцпакет (скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатные лекарства, бесплатные санаторные путевки (с оплатой проезда на курорт и обратно), бесплатный проезд в пригородных электричках) стоимостью 450руб. (при желании можно от него отказаться и с 1.01.2006 получать деньги). Причем, по новому закону можно выбирать только одну компенсацию. Так что, если гражданин принадлежит к нескольким льготным категориям, он сможет получить деньги только по одной из них.

Монетизация льгот – позволяющая заменить льготы пенсионерам денежными выплатами. В этой статье мы подробно разобрались как правильно поступить, от каких льгот можно отказаться в пользу денег, и на какие суммы можно рассчитывать. Читайте обо всем этом ниже.

Реформа, предполагающая замену социальных льгот денежными выплатами, была проведена для урегулирования вопроса компенсации официальным категориям льготников, которых до указанного времени «набралось» более половины населения страны. Монетизация льгот должна была восстановить убытки федерального бюджета, которые образовались вследствие обязательного предоставления компенсации.

Понятие «монетизация льгот» и ее воплощение привело к массовым забастовкам по всем городам России. Все основывалось на том факте, что в короткие сроки у людей льготной категории стали «отбирать» определенные привилегии, но при этом предусматривалась денежная доплата, которая могла быть использована для покрытия пробела в собственном бюджете.

Процедура была проведена после заключения, что почти все льготники не могут воспользоваться представленными льготными услугами в полном объеме. К примеру, на инвалида первой группы выделяются средства для посещения санаторно-курортного лечения, но получатель не может воспользоваться подобной возможностью.

Сейчас можно подать отказ от льгот подобного характера и получать за это денежную компенсацию.

Федеральный закон о монетизации льгот № 122 регулирует всю процедуру. К общему списку свода законов, регулирующих вопрос, следует отнести и ФЗ № 178 2015 года, содержащий весь перечень услуг, от которых льготные категории могут отказаться – к примеру, от лекарственного обеспечения или бесплатного проезда в общественном транспорте. Подать заявление на отказ следует до 1 октября текущего года. Заявка вступит в силу с января следующего года.

От каких льгот можно отказаться в пользу денег

Законами предусмотрены денежные выплаты на:

  • лекарственное обеспечение;
  • санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд в транспорте.

В индивидуальных случаях можно получить выплаты для оплаты коммунальных услуг.

В соответствии с представленным списком возможны следующие действия:

  • отказ от льготы на лекарства;
  • отказ от бесплатного получения лекарств и лечения в государственных медицинских учреждениях;
  • отказ от предоставления денежных средств на проезд.

Отказаться можно только от одной льготно предоставляемой услуги, частично или полностью.

Категории льготников

Монетизация льгот предусмотрена только для определенных категорий граждан. Право на получение денежной замены предоставляется следующим лицам:

  • инвалидам;
  • пенсионерам;
  • многодетным семьям;
  • ветеранам труда;
  • матерям-одиночкам;
  • ветеранам боевых действий;
  • детям-инвалидам.


Размер денежной компенсации

Монетизация льгот влечет обязательную ежегодную переиндексацию денежных выплат. На 2020 год замена натуральных льгот денежными компенсациями представляется в следующих размерах:

  • 833 рубля 79 коп. – сумма для оплаты лекарственных средств;
  • 128 рублей 99 коп. – выплаты по пособиям относительно санаторного лечения;
  • 119 рублей 75 коп. – на оплату проезда на пригородном ж/д транспорте и общегородских транспортных средствах.

В соответствии с этим, предусмотрено ежемесячно выплачивать 1082 рубля 53 копейки. Суммы указаны на 2020 год, основные положения не были заменены.

Как оформить отказ от льгот

Монетизация льгот предусматривает обязательное подписание отказа от предоставления «условной» компенсации. Только официальный отказ от льгот влечет предоставление денежной суммы к имеющейся пенсии и дотациям. Чтобы воспользоваться денежной компенсацией, надо осуществить следующие действия:

  1. Написать заявление в Пенсионный Фонд, в котором указать наименование организации получателя, а также собственные данные. Прописать просьбу в отказе от выбранной компенсации.
  2. Заявление на отказ следует подать до 1 октября текущего года. Представленные заявки делают ежегодно, чтобы с января следующего года получать компенсации в денежном эквиваленте.
  3. В случае необходимости можно вернуть льготы до 31 октября – то есть в течение месяца. Для возврата также следует подавать заявление на отказ в монетизации.

Дополнительных действий в монетизации проводить не придется. Поданную заявку рассматривают госслужащие регионального уровня, которые сверяют верность поданной информации о заявителе.

Чтобы получить компенсации, необходимо представить следующий перечень документов:

  • оригинал и копию паспорта гражданина РФ;
  • оригинал и копию пенсионного удостоверения;
  • удостоверение-основание, доказывающее наличие прав пользования льготами заявителю;
  • заявление – зачастую выдают готовый бланк, также заполнить форму могут сами сотрудники Пенсионного фонда.

В зависимости от ситуации, возможно, потребуются дополнительные документы. К примеру, если оформление отказа от льгот проводится представителем ребенка с наличием инвалидности, необходимо дополнительно подать оригинал и копию свидетельства о рождении.


Плюсы и минусы монетизации льгот

Новшество повлекло массовые споры с ни в чем не повинными людьми. Так, при отмене бесплатного проезда представители льготных категорий стали ругаться с кондукторами, которые не имеют никакого отношения к действиям Правительства страны.

К остальным недостаткам относят следующие моменты:

  • споры и недовольства граждан – регулярные изменения влекут массовые протесты с митингами возле администраций населенных пунктов;
  • необходимость ежегодного посещения Пенсионного Фонда с обязательной подачей заявления на отказ;
  • нехватку полученной компенсации для восполнения необходимого приобретения услуг.

Зачастую льготники сетуют на факт, что монетизация льгот в виде полученной единовременной компенсации не может покрыть тот расход, который последовал в текущем месяце. Но при тщательном подсчете затраченных денежных средств льготники остаются с незначительной прибылью.

К примеру, пенсионерам и прочим категориям населения не удается получить льготных средств в результате развития заболевания – приходится тратить собственные деньги. От льгот в виде оплаты лекарственных средств нельзя отказываться в том случае, если имеются хронические заболевания с вероятностью обострения.

Рассмотрим преимущества, которые влечет монетизация льгот:

  • при отсутствии возможности прожить на одну пенсию, можно получить денежную компенсацию за услуги, которыми льготники не могут воспользоваться в полной мере;
  • полученная компенсация тратится на индивидуальные нужды, а не «оседает в карманах» Правительства вследствие не востребованности;
  • значительную помощь теперь получают жители деревень, которые не могут пользоваться общественным транспортом в черте своего населенного пункта.


Ответить на вопрос, полезна ли процедура монетизации для граждан, практически невозможно. В данном случае все индивидуально. К примеру, мама-одиночка имеет возможность получения льготных лекарств на ребенка, который болеет максимум 1 раз в год. Отказавшись от них, она может ежемесячно получать денежную компенсацию, на которую купит что-то необходимое ребенку.

Федеральные и региональные законы устанавливают определённый перечень мер социальной поддержки для ветеранов труда, призванных улучшить условия их жизни. Конкретный список оказываемых мер социальной помощи различается в зависимости от региона проживания льготной категории граждан, поэтому для получения точной информации необходимо обращаться за консультацией в органы социальной защиты населения. Давайте выясним, в чём заключается социальная поддержка ветеранов труда в 2020 году.

Как получить звание ветерана труда

Для того, чтобы претендовать на какие-либо льготы, необходимо сперва доказать свою принадлежность к льготной категории граждан, в данном случае – к ветеранам труда. Для этого нужно стать обладателем звания ветерана труда, которое полагается тем, кто трудился на протяжении многих лет. В период СССР такие граждане были отмечены медалью, которая служила памятным знаком, но не давала прав на получение каких-то особых преференций. Сегодня же, наоборот, установлено множество мер социальной помощи. Ряд льгот установлен на федеральном уровне, а местные власти устанавливают и отдельные преференции на региональном уровне.

Получателями льгот могут быть граждане, принадлежащие к одной из следующих категорий лиц:

  • гражданам, начавшим трудовую деятельность в период Великой Отечественной Войны до исполнения 18-летнего возраста;
  • обладателям почётных званий СССР или РФ с трудовым стажем, которого хватает для начисления пенсии по возрасту или по выслуге лет;
  • женщинам, отработавшим в общей сложности 35 лет;
  • мужчинам, трудившимся на протяжении 40 лет;
  • гражданам, ранее признанным ветеранами труда.

В Правительстве функционируют специальные подразделения, отвечающие за защиту прав ветеранов, и в 2017 году перечень мер социальной помощи может быть расширен. В отдельных субъектах РФ, располагающих достаточными средствами в бюджете региона, ветеранам труда предоставляется адресная помощь.

Какая социальная поддержка ветеранов труда предусмотрена на федеральном уровне

Федеральные преференции для ветеранов труда назначаются до наступления пенсионного возраста, а региональные – одновременно с выходом на пенсию. Так происходит из-за того, что в большинстве случаев звание ветерана труда присваивается вместе со статусом пенсионера.

На федеральном уровне установлены следующие меры социальной поддержки ветеранов труда:

  • бесплатная медицинская помощь и безвозмездное прохождение дорогостоящих медицинских обследований;
  • скидка на оплату услуг коммунальных служб в размере 50% их стоимости;
  • бесплатный проездной билет на общественном транспорте;
  • изготовление зубного протеза и протезирование зубов без оплаты работы зубного техника;
  • предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью в 30 дней в любое удобное время без учёта графика отпусков.

Какая социальная поддержка ветеранов труда предусмотрена на региональном уровне

Перечень льгот устанавливается внутри субъекта РФ властями региона и действует исключительно на его территории. Законы, определяющие список льгот, в свою очередь, утверждаются в зависимости от состояния местного бюджета. Для примера возьмём столицу России – здесь ветераны труда вправе обращаться за следующими преференциями:

  • бесплатным билетом на проезд на железнодорожном транспорте (при необходимости совершения поездки до места лечения и при наличии медицинских показаний на прохождение лечебных процедур);
  • бесплатной путёвкой в санаторно-курортные учреждения;
  • компенсацией половины стоимости услуг телефонных операторов;
  • ежемесячными выплатами в размере около 250 рублей (сумма увеличивается при проведении индексации);
  • бесплатным проездным билетом в общественном транспорте (в ближайшее время льгота может быть отменена);
  • скидкой на оплату услуг коммунальных служб в размере половины стоимости коммунальных услуг (при потреблении в пределах социальных норм).

В Санкт-Петербурге ветераны труда, получающие пенсию, могут рассчитывать на:

  • надбавки к пенсионным выплатам;
  • скидку на оплату услуг коммунальных служб.

Надбавки к пенсии ветеранам труда

Некоторые надбавки зависят от уровня прожиточного минимума в регионе – ветераны труда должны ориентироваться на прожиточный минимум, предусмотренный для пенсионеров.

Во многих субъектах РФ для ветеранов труда установлены надбавки к пенсионным выплатам, которые предоставляются в следующем виде:

  • как дополнительная индексация пенсии, проводимая дважды в год;
  • как надбавка в форме монетизации льгот;
  • как фиксированная сумма надбавки (для пенсионеров, чьи пенсионные выплаты не достигают уровня регионального прожиточного минимума).

Налоговые льготы для ветеранов труда

Льготы для ветеранов труда обозначены и в Налоговом кодексе – по закону они освобождаются от уплаты следующих налогов:

  • имущественного;
  • НФДЛ с пенсионных начислений и доплат к пенсии, сумм финансовой поддержки от бывшего нанимателя до 4000 рублей, компенсаций за лечение в санаторно-курортном учреждении.

В некоторых субъектах РФ ветераны труда не платят также и земельный и транспортный налоги. В отношении транспортного налога установлено требование – не уплачивать его разрешается в отношении только одного транспортного средства.

На федеральном уровне установило правило, по которому периоды для расчёта имущественного налогового вычета переносится на прошлые периоды. Вычет вычисляется на основании сведений о заработках ветерана труда за прошлые 3 года.

Как происходит монетизация льгот ветеранов труда

Выше мы упоминали, что увеличить пенсию можно за счёт монетизации льгот – рассмотрим этот вопрос подробнее. Дело в том, что социальные меры поддержки пенсионеров, такие как проездные билеты на транспорт и путёвки в санаторий, нужны далеко не всем получателям пенсионных выплат, и они ими не пользуются. В связи с этим был принят закон, который действует и в настоящее время и предполагает добровольный отказ от ненужных льгот в пользу денежного эквивалента их стоимости.

Пенсионеры имеют право монетизировать следующие федеральные льготы:

  • льготные лекарства;
  • путёвки в санатории и на курорты;
  • проездной билет на поезд до места прохождения лечения.

Даже если ветеран труда откажется от предоставления ему перечисленных выше льгот и выберет доплату к пенсии, за ним сохранится скидка 50% на оплату услуг коммунальных служб.

После вступления в силу данного закона, были отмечены следующие положительные моменты:

  1. Ветераны труда, которым были выписаны дефицитные медицинские препараты, могут купить их самостоятельно, не дожидаясь очереди на выделение льготных медикаментов.
  2. Владельцы транспортных компаний получают наличные деньги за билет на проезд вместо ожидаемых на протяжении долгого времени отчислений из бюджета.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Ветеран труда полагает, что закон о монетизации льгот предполагает автоматическое лишение пенсионеров предоставляемых ранее преференций.

Монетизацией льгот в нашей стране называют переход от их предоставления в натуральном их к ежемесячным денежным компенсациям.

Это позволяет оценить количественно тот реальный объём помощи, который государство предоставляет тому или иному льготнику.

Суть программы монетизации

Программа монетизации льгот была проведена в России в 2005 году. Предпосылкой проведения этой программы стало то, что в период перестройки понятие «льгота» потеряло своё первичное значение. Количество льгот, предоставляемых граждан резко возросло, однако произошло это для того, чтобы экономить денежные средства в местном бюджете.

Кроме того, постсоветская система льгот была сильно коррумпирована. Например, были налажены канала сбыта льготных лекарственных средств, которые отказывались выдавать льготникам.

Когда наша страна немного оправилась от перестройки, было решено заменить некоторые льготы денежными средствами.

Монетизация касается только тех лиц, которые являются федеральными льготниками:

  • Ветераны ВОВ;
  • Инвалиды;
  • Военные;
  • «чернобыльцы».

Было монетизировано три вида льгот:

  • На транспорт;
  • Лекарства;
  • Санаторно-курортное лечение.

Льготы по оплате услуг ЖКХ заменили денежными средствами несколько позже – в 2008 году.

К монетизации льгот люди отнеслись по-разному. Многие считали, что их обманывают в выплатах и суммы «замены» намного меньше самой льготы. Другие же, наоборот, защищали реформу, опираясь на то, что не каждый год получается съездить по путёвке на курорт, а денежные средства всегда не помешают.

Тем не менее, всё осталось на том же уровне. Сначала льготник всё оплачивает своими средствами, а потом через орган социальной защиты получает компенсацию на расчётный счёт.

Что касается региональных льготников, то в 2005 году субъектам было предоставлено право выбора – заменить льготы деньгами, или же оставить всё как есть.

Монетизация льгот в сфере ЖКХ услуг

Практически все региональные и федеральные льготники имеют право на скидку при оплате ЖКХ услуг в 50% - по Закону № 122-ФЗ , такие льготы подлежат монетизации, которая осуществляется за счет средств Фонда содействия реформированию.

На практике это совсем не так, а сам процесс предоставления льготы за оплату услуг ЖКХ выглядит следующим образом:

  • льготник оплачивает всю сумму за ЖКХ по квитанции в полном размере;
  • и только затем он получает свою компенсацию на расчётный счёт в банке.

Однако, есть один момент - получить такую льготу можно только при отсутствии задолженности по квитанциям на оплату жилищно-коммунальных услуг. Как видим, при помощи системы льгот по оплате услуг ЖКХ государство также пытается решить и проблему платежной дисциплины граждан.

Именно такая монетизация вызвала больше всего возмущения среди пенсионеров. Дело в том, что при таком способе предоставления льгот достаточно сложно выяснить, за что и какая сумма компенсирована, особенно, если в квартире прописано несколько человек и некоторые из них имеют разные размеры компенсаций.

И хотя почти во всех регионах на квитанциях стали указывать, за что, кому и какая сумма компенсируется, самим пенсионерам тяжело лишний раз ходить в банк за компенсацией.

Замена льгот денежными средствами

Как уже упоминалось, вместо некоторых льгот федеральным льготникам выплачивается ежемесячная денежная выплата. Она производится в том случае, если льготник сам отказывается от предоставления ему некоторых набора социальных услуг.

Для отказа от социальных услуг, льготнику необходимо предоставить до 31 декабря в отдел ПФР по месту жительства следующие документы:

  • Паспорт;
  • Пенсионное страховое свидетельство;
  • Документ, который подтверждает право на получение льготы.

Выплата ЕДВ происходит одновременно с выплатой пенсии, так как, согласно Закону № 122-ФЗ от 22. 08. 2004 года «О монетизации льгот», регулирует этот момент ПФР.

ЕДВ заменяет денежными средствами такие льготы, как:

  • Бесплатный проезд;
  • Оплата городского телефона;
  • Другие льготы, которые предусмотрены законодательством той или иной категории льготников.

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

Пять лет назад, 22 августа 2004 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон №122-ФЗ с длинным названием, который в быту назвали законом о монетизации льгот. Непродуманность предстоящей реформы подвигла десятки тысяч людей выйти на улицы. Масштабы протеста, спровоцированного принятием документа, были сопоставимы лишь с протестными акциями «лихих 90-х». Протесты постепенно утихли, и сейчас - самое время попытаться понять, достигнуты ли поставленные властями цели.

Предоставление всевозможных льгот определенным группам граждан, имеющих заслуги перед государством, широко практиковалось еще в СССР. Считалось, что это специфическая особенность советской экономики, порожденная хроническим дефицитом на потребительском рынке. Однако система льгот, в том виде, как мы ее знаем сейчас, сформировалась в постсоветские 90-е, в самый разгар либеральных реформ. В условиях гиперинфляции, деиндустриализации экономики, и, как следствие, - массовой безработицы, натуральные льготы превратились в инструмент социальной поддержки населения и способ хотя бы частично погасить протест против политики властей. Число льгот и граждан, их получавших, стремительно росло. К концу 90-х количество льготников составляло больше половины населения страны.

С начала 2000-х экономика РФ постепенно стабилизировалась, опасность волнений на социальной почве сошла на нет, а бремя льгот все больше тяготило государство. Тогда-то и появилась идея заменить натуральные льготы денежной компенсацией. Чиновники упирали на то, что подобный шаг сделает всю систему льгот более справедливой и эффективной. Ведь есть категории граждан (например, жители деревень), которые практически не могут воспользоваться правом бесплатного проезда в общественном транспорте, и потому лучше компенсировать абстрактную льготу живыми деньгами.

Кроме того, система натуральных льгот, по мнению властей, способствовала коррупции и хищению государственных средств. Некоторые фармацевтические компании, занимавшиеся обеспечением лекарствами льготников, получали от государства деньги, но реально отпускали лекарств на гораздо меньшую сумму. А недобросовестные транспортные предприятия порой требовали за обслуживание льготников неадекватно высокие компенсации. Наконец, те же транспортники жаловались, что потери от обслуживания льготников (в некоторых городах не оплачивалось до 50% поездок) ведут к деградации муниципального транспорта.

Был еще один резон, о котором власти старались не говорить, по крайней мере, громко. Монетизация льгот должна была способствовать ускорению реформы ЖКХ и естественных монополий, то есть постепенной передачи их в частные руки. А сделать это весьма затруднительно, если потенциальные инвесторы не будут уверены, что потребитель полностью оплатит услуги их компаний.

Первоначально Минфин предполагал монетизировать более 10 льгот, в том числе и по услугам ЖКХ, однако в итоге было решено ограничиться тремя: льготами на проезд в городском транспорте и пригородных электричках, бесплатными лекарствами и правом на бесплатное санаторно-курортное обслуживание. Реформа так или иначе затронула более 40 млн. человек: около 14 млн федеральных льготников (например, инвалидов, военнослужащих, участников Великой отечественной войны, чьи льготы оплачивал федеральный бюджет), и до 30 млн региональных (ветеранов труда, пенсионеров, издержки по предоставлению льгот которым лежали на местных бюджетах).

По замыслу реформаторов, герои Великой отечественной войны в качестве компенсации натуральных льгот должны получать ежемесячно 3,5 тыс. руб., ветераны войны - по 1,5 тыс. руб., инвалиды войны - по 2 тыс. руб., блокадники - по 1,1 тыс. руб. Кроме того, по 1,7 тыс. рублей ежемесячно предусматривалось для ликвидаторов чернобыльской аварии, 1,4 тыс. руб. для инвалидов первой группы, 1 тыс. руб. для инвалидов второй группы, и 800 руб. для инвалидов третьей группы.

На замену льгот денежными компенсациями только федеральным льготникам в бюджете 2005 года было предусмотрено 171,8 млрд рублей. Чтобы стимулировать местные власти к проведению реформы, центр пообещал в случае проведения монетизации компенсировать регионам 40% расходов.

Вопреки мнению властей, прежняя система льгот многих устраивала. По крайней мере, протесты против монетизации начались почти за месяц до подписания закона №122-ФЗ. 29 июля 2004 года в Москве прошел митинг ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, 2 августа акции протеста прокатились почти по всей стране, а Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова провела акцию по захвату приёмной Министерства здравоохранения.

В январе 2005-го, то есть с начала фактического действия закона о монетизации льгот, масштабные акции протеста вновь прокатились по всей стране и сопровождались перекрытием крупных автотрасс. Основной движущей силой этих акций были пенсионеры, их поддерживали военные: опросы показывали, что до 80% военнослужащих были недовольны монетизацией. В феврале 2005 года протестующие сформировали Всеармейское офицерское собрание, которое провело заседание, превратившееся в митинг (закон запрещает военным проводить митинги и забастовки). Военные потребовали увеличить финансирование вооруженных сил и даже сформировать офицерско-казачье ополчение.

Масштабы протестов заставили власти принимать срочные меры. В январе 2005-го президент Владимир Путин предложил индексировать пенсии не с 1 апреля, как было намечено ранее, а с 1 марта, и повысить их минимум на 200 рублей. Одновременно президент поручил повысить денежное довольствие военнослужащим. Власти ряда регионов самостоятельно увеличили размеры денежных компенсаций, а мэр Москвы Юрий Лужков и вовсе решил сохранить льготы, профинансировав их из городского бюджета.

Прошло пять лет, а реформа еще не завершена. Власти не могут решиться на самый сложный шаг - монетизировать льготы по услугам ЖКХ, ибо в условиях экономического кризиса это чревато новыми социальными волнениями. Но предварительные итоги реформы подвести можно, по крайней мере, оценить, в какой мере решены основные задачи монетизации: снизилась ли коррупция в сфере предоставления льгот, уменьшилась ли нагрузка на бюджет и стало ли распределение льгот более справедливым.

Действительно, существовавшая система натуральных льгот была не идеальной, и страдала недостатками, присущими любому распределительному процессу. Это и невозможность абсолютно справедливого распределения (вспомним деревенского жителя с правом бесплатного проезда на городском транспорте), и почва для коррупции. Но уровень коррупции в системе распределения льгот был не выше, чем в других сферах, контролируемых государством: например, в распределении государственных контрактов, выдаче лицензий или рыболовстве. Значит, и решение проблемы стоило искать в другой плоскости.

Снизилась ли нагрузка на федеральный бюджет? Начнем с того, что уровень госрасходов в РФ далеко не самый высокий среди развитых стран. Как отмечали критики монетизации пять лет назад, в Европе доля госрасходов не опускалась ниже 35% от ВВП (Великобритания - 42,6%, Франция - 53,8%, Германия - 48,2%), в США они составляли 35,2%, в Японии - 36,9%.