Виды запоминания информации. Запоминаем легко: как сделать свою память более эффективной. Прогулка по «Римской комнате», или методика Цицерона

С древнейших времен люди придавали огромное значение способности запоминать и сохранять информацию, справедливо полагая, что от нее во многом зависит успех человека в любом . В эпоху Античности процесс запоминания считали настоящим искусством, которому покровительствовала одна из девяти муз – Мнемозина. Поэтому и искусство сохранения в памяти знаний назвали мнемоникой, а приемы управления - мнемическими, или мнемотехникой.

Процесс запоминания – это основа нашей памяти, и для того чтобы овладеть искусством мнемоники, нужно хорошо разбираться в том, как работают его законы.

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что наша память избирательна? Что-то запоминается легко и быстро, а какая-то информация, несмотря на упорную зубрежку, никак не хочет задерживаться в голове. Все дело в том, что запоминание работает по-разному, по сути, есть два совершенно разных вида запоминания, подчиняющихся различным законам.

Непроизвольное запоминание

Благодаря ему в нашей памяти сохраняется огромное количество информации, причем практически без всяческих усилий, а часто и неосознанно. Получать нужные знания, не прилагая к этому никакого труда – мечта всех школьников и студентов. Однако для того чтобы информация запомнилась непроизвольно, требуется ряд условий:

  1. Главное из них следующее: непроизвольно запоминается то, что привлекает наше внимание – яркая, необычная информация, связанная с нашими интересами или вызвавшая сильный эмоциональный отклик.
  2. Легче запоминается информация, включенная в деятельность. То есть когда знания нам нужны не просто для запоминания (как часто бывает в школе и в ВУЗе), а для выполнения профессиональных обязанностей или занятия любимым делом. В этом случае мозг быстро оценивает полученные знания как важные и нужные, и они закрепляются в памяти, а постоянное их участие в деятельности обеспечивает длительное хранение. Так, преподаватель, читающий курс, запоминает его материал быстрее и качественнее, чем студент, который его слушает.

Память носит ассоциативный характер. Это значит, что в процессе запоминания в головном мозге возникают условно-временные связи (ассоциации) между новой и уже имеющейся информацией. Она выполняет роль своеобразного якоря, который удерживает знания. Но для этого должна быть связь между новым и старым. В отношении абсолютно новой информации, не имеющей связей с нашим опытом, непроизвольное запоминание не работает.

А если эти условия отсутствуют, то необходимо прилагать усилия для запоминания и использовать разные .

Произвольное запоминание

Целенаправленное, преднамеренное сохранение информации чаще всего требует , тем более если нам нужно надолго сохранить полученные данные.

Произвольное запоминание имеет многоступенчатую структуру:

  • Попадая на первый уровень кратковременной памяти, информация хранится недолго, ровно столько, чтобы мозг смог оценить ее нужность и важность – от 30 секунд до нескольких минут.
  • Чтобы знания закрепились и перешли на уровень долговременной памяти, требуется возникновение временных связей между очагами возбуждения в коре головного мозга.
  • В случае непроизвольного запоминания они возникают сами, а вот когда условий для их возникновения нет, то мы должны позаботиться об их целенаправленном создании.

То есть произвольное запоминание предполагает различные приемы и техники закрепления и сохранения в памяти полученных знаний. Одну их этих техник знают все и используют постоянно, начиная со школы. Это техника многократного повторения. Если новую информацию несколько раз повторять, то это вызывает многократное прохождение нервного импульса по цепи нейронов головного мозга, и образуются те самые временные связи.

Но этот метод трудоемкий, неэффективный и годится лишь для информации малых объемов. А попробуйте, например, вызубрить учебник психологии или физики. Пробовали уже? И как, успешно? Скорее всего, нет, если только у вас не . Кроме трудозатратности и неэффективности, метод многократного повторения приводит к ситуации, когда возникает ощущение, будто голова пухнет от обилия информации, и новые знания не усваиваются. Это связано не с переполнением долговременной памяти – объем ее огромен. А с перегрузкой кратковременной и оперативной, которые связаны с обработкой информации.

Если вы хотите овладеть искусством мнемоники, то от практики зазубривания лучше вообще отказаться, а использовать более эффективные приемы и техники.

Ассоциативно-образные приемы

Методики запоминания информации, в основе которых лежат ассоциативная память и , считаются древнейшими. Эти приемы возникли тогда, когда у наших предков еще плохо было развито абстрактно-логическое мышление. Поэтому запоминание с опорой на образ простое, удобное, и им может пользоваться даже маленький ребенок.

Кстати, древние ассоциативно-образные приемы запоминания и воспроизведения информации передаются из поколения в поколение и некоторые дошли до нас. И думаю, вы ими иногда пользуетесь. Это так называемые узелки на память. Завязывая узелок, ставя крестик на ладони или накручивая ниточку на палец, мы повторяем то, что должны запомнить. В это время в нашем мозгу устанавливается ассоциативная связь между знаком-«узелком» и конкретной информацией. А после стоит нам увидеть этот «узелок», как сразу в голове всплывает то, что мы должны были помнить.

В далеком прошлом существовало даже узелковое письмо, где каждый по-особому завязанный узелок означал определенный информационный блок. И человек рассказывал, перебирал плетенку с узелками, вспоминая, о чем говорить дальше. Роль «узелков» могли выполнять ракушки, разноцветные камушки, рисунки на дощечке.

Сейчас большой объем информации уже никто не запоминает при помощи «узелков». Но некоторые приемы, связанные с активизацией ассоциативно-образного мышления, можно посоветовать.

Приемы запоминания цифр

Многим людям сложно запоминать цифры. Дело не только в том, что эта абстрактная, чаще всего сухая информация, но и в том, что она не требует работы мышления. Если, конечно, это не цифровой пример или математическая задача. А то, что никак не обрабатывается мозгом, не включено в мыслительную деятельность, запоминается хуже всего.

Если вместо цифр использовать связанные с ними образы, то процесс запоминания существенно упрощается, к тому же активная мыслительная деятельность способствует запоминанию.

Образы-ассоциации обычно носят индивидуальный характер, каждый может придумать свои, главное, чтобы они были интересные и яркие. Например, число 32 легко запомнить, ведь это 3 веселых гуся. А если 732, то гуси идут за сгорбленной бабусей (цифра 7). Образом для числа 31 может быть тройка лошадей, которой управляет кучер. А вот такую картинку можно придумать для более сложного цифрового ряда 324-17-05: три веселых гуся сидели на стуле, и сгорбленная бабуся с палочкой принесла им блюдо и ковш.

Образы должны быть максимально живыми и подвижными, старайтесь, чтобы у вас получилась осмысленная картинка, своеобразный мультфильм. Это значительно повысит эффективность запоминания и последующего воспроизведения информации.

Если с образным мышлением вы не в ладах, то цифры можно связать со словами, которые начинаются на ту же букву или имеют столько букв, какое число надо запомнить. Например: 457 – «Петр любит рыбалку».

Ассоциации могут быть смысловыми, и цифры легче запоминаются, если привязать их (установить связь) к номеру дома и квартиры, дню и году рождения, номеру школы и т. д.

Запоминание имен и группы слов

Ассоциативно-образные приемы годятся и для запоминания имен. Принцип здесь все тот же – установление связей-ассоциаций с возникшими в мозгу образами.

Успешность этого приема возможна только в том случае, если ассоциации, во-первых, будут яркими, во-вторых, связанными с конкретным человеком. Например: Белов Михаил – белый медведь. Это самый простой вариант. А вот Строганова Ирина – сложнее. Что можно придумать здесь? Строгая и ранимая (если характеристики соответствуют), стройная и румяная, страшная и ругается, строгает и рисует и т. д.

Нередко возникает проблема с запоминанием списка не связанных друг с другом слов. При запоминании нужно установить между ними образную или смысловую связь. Например, перечисление предметов, которые нам нужно купить: хлеб, сахар, бумагу для принтера, нитки и гвозди. Составляем предложение: «Хлеб с сахаром, завернутые в бумагу и связанные нитками, висят на гвозде».

Запоминание текста

Большой текст запомнить, конечно, сложнее, и не стоит пытаться выучить его дословно. Ассоциативно-образные приемы помогут и в этом случае. К ним относится тот самый знаменитый метод Цицерона «Римская комната», который можно использовать для запоминания текста сообщения, доклада или выступления на семинаре. Суть его в следующем.

Внимательно прочитайте текст сообщения, одновременно разбивая его на небольшие кусочки - смысловые части. Каждая часть должна содержать ключевую идею, которую можно уложить в короткую фразу. Кстати, уже эта проработка текста поможет его запомнить.

Представьте себе хорошо знакомое вам помещение, например, собственную квартиру со всей обстановкой, мебелью, аксессуарами и т. д.

  • Войдите в квартиру.
  • Начинайте снова читать текст и одновременно «раскладывать» на разных предметах обстановки выделенные кусочки текста, не забывая повторять основные идеи. Например, вступление вы расположите на зеркале справа, а следующий отрывок на тумбочке под зеркалом. На полочке для обуви вы положите следующую часть. Помните, о чем она? Потом переходите из прихожей в комнату и продолжаете раскладывать текст.
  • Разместив все смысловые кусочки, еще раз обведите взглядом квартиру, проверьте все ли они на своих местах, используя для этого краткие фразы-идеи.
  • Затем представьте, что вы выходите за дверь и запираете ее, и теперь никто не сможет изменить порядок расположения частей.

Этот метод очень эффективный, но он работает только в том случае, если вы достаточно хорошо умеете говорить, то есть связно излагать свои мысли по существу дела, и владеете терминологией, если у вас научное сообщение. Ведь дословно свой доклад вы не запоминали.

Метод «Римской комнаты» Цицерона называют еще методом мест. Он основан не только на образно-ассоциативном запоминании, но и на смысловом. Смысловые приемы в настоящее время считаются основными для запоминания большого объема текстовой информации.

Методика смыслового запоминания

Этот вид запоминания опирается на один из основополагающих законов памяти: чтобы информация сохранилась, мозг должен над ней работать. А смысловое запоминание как раз и предполагает активную мыслительную работу над материалом. И этим, кстати, метод не нравится тем, кто хотел бы научиться усваивать сложную информацию легко, не прилагая усилий. Так не бывает. Овладение любой деятельностью требует усилий, и мнемическая не исключение.

Смысловые приемы имеют отношение преимущественно к запоминанию текста. Они во многом индивидуальны и зависят как от особенностей мышления человека, так и от характера материала, который нужно запомнить. Но есть и несколько общих правил, которых следует придерживаться:

  • Помните, что информация, которую вы хотите запомнить, вам необходима. Убедите себя в этом. Ничто так не мешает усвоению знаний, как убеждение в их ненужности.
  • Старайтесь понять и осмыслить текст. Если изложение слишком сложное, то, читая, «переводите» его на более удобный для вас язык.
  • Не цепляйтесь за отдельные слова, фразы, формулировки. Ориентируйтесь на запоминание смысла, а это невозможно без понимания.
  • Выделяйте основные мысли и не ленитесь составлять план. Он поможет осмыслить текст и разложить по полочкам основные смысловые единицы. Соблюдайте логическую последовательность при переходе от пункта к пункту, осознание связей между пунктами сокращает количество времени на запоминание.
  • Дополняйте главные мысли примерами, они всегда запоминаются лучше сухих теоретических формулировок. Если в тексте примеров недостаточно, придумайте их сами. Пользуйтесь своим опытом, информацией из книг, фильмов, профессиональной деятельности.
  • Задавайте вопросы, они прекрасно активизируют мышление и помогают в понимании сложного материала. Рассуждайте, спорьте с автором и с самим собой. Представьте себе невидимого собеседника и обсудите с ним наиболее спорные моменты.
  • Всегда делайте записи. Во-первых, это позволит вам сосредоточиться на главном, ведь вы будете записывать не все подряд, а только существенное. Во-вторых, более организованная и линейная письменная речь позволит вам упорядочить и систематизировать запоминаемую информацию. В-третьих, записывание подключает к смысловой памяти еще и моторную, что существенно повышает эффективность запоминания.

Кому-то эти советы покажутся слишком сложными. Но если сформировать привычку именно так работать с любым текстом, то все будет запоминаться легко и просто, да и времени потребуется немного. По крайней мере, меньше, чем прочитать тот же текст три раза. А эффективность сохранения информации будет значительно выше.

Не стоит забывать, что смысловое запоминание требует хорошо развитой, свободной речи и приличного словарного запаса. Но и это качество вы разовьете, если будете следовать советам по организации смыслового запоминания.

Прием версификации

Наряду с известными и распространенными приемами мнемотехники, есть довольно оригинальные, но тоже эффективные. Одним из таких способов является метод версификации – это рифмование, стихосложение. Думаю, вы заметили, что стихотворение запомнить легче, чем прозаический текст. Главная причина тут в рифме (хотя и ритм тоже имеет значение). Рифмы играют роль крючочков, которые вытягивают следующую строку. В данном случае тоже устанавливаются связи-ассоциации, но они носят звуковой и ритмический характер.

Этот прием широко используется в школе для запоминания правил и законов. Например, всем известная фраза «пифагоровы штаны на все стороны равны» помогает запомнить, что квадрат гипотенузы треугольника равен сумме квадратов его катетов. А это из русского языка:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на «е» спрягать нельзя.

Вообще прием версификации можно использовать для запоминания любой информации небольшого объема. Например, последовательности цветов в радуге-спектре: «Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь». Эта рифмованная строчка менее известна, но более интересна, чем привычная: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

А это порядок расположения планет в солнечной системе: «Мы Ведь Знаем, Мама Юли Села Утром На Пилюли». Но придумывать рифмованные запоминалки можно посоветовать тем, кто вообще любит сочинять стихи.

Очень часто, изучив информацию о приемах мнемотехники, люди скептически хмыкают и не спешат их использовать. Почему? Не потому, что не верят в их эффективность, а так как считают, что проще и быстрее 25 раз повторить, чем сочинять стихотворение, составлять план или придумывать яркую живую картинку, а уж тем более размышлять над сложным и нудным текстом. Это же думать надо!

Вот именно! А зачем вам бессмысленно задолбленная, обрывочная (вся все равно не запомнится) информация? Предложенные здесь приемы не просто мнемотехника, они развивают мышление, и создают привычку правильного, осмысленного запоминания. С их помощью вы сможете по-настоящему овладеть искусством мнемоники.

Видео версия статьи:

Человеческий мозг, подобно сверхмощному компьютеру, способен обрабатывать и сохранять поразительное количество информации. Человек мог бы запоминать абсолютно все, что хотя бы однажды распознавали его органы восприятия, если бы ни одно «но». И это «но» — процесс утраты доступа к полученным знаниям. Другими словами – забывание.

Забывание является защитным разгрузочным механизмом. Но именно это свойство памяти часто мешает нам воспроизводить ранее полученную информацию в нужный момент. Но, понимая, что такое память и как она работает, можно значительно улучшить ее показатели и освоить технику быстрого запоминания.

Неразрешенная загадка

Память – это способность сохранять и воспроизводить ранее полученную информацию. За этот процесс ответственны связи между нервными клетками головного мозга – нейронами. Количество и качество этих связей прямо пропорционально количеству накопленных знаний и объему жизненного опыта индивидуума.

Однако, не все так очевидно и просто, как может показаться на первый взгляд. И здесь имеет место занимательный парадокс: за 10 лет клетки головного мозга полностью обновляются, но воспоминания остаются, и в своем качестве нисколько не теряют. Многочисленные опыты с применением техник гипноза доказывают, что в нашей памяти сохраняется абсолютно все, что встречается нам на жизненном пути. И хотя большая доля этой информации хранится на уровне подсознания, при определенных условиях эти воспоминания вполне реально извлечь наружу.

Процесс запоминания

На физиологическом уровне воспринимаемая информация вызывает раздражение группы нейронов. Под воздействием таких информационных импульсов образуются нейронные связи. Каждое повторение одного и того же материала будет активизировать соответствующую группу нейронов, а связи между ними с каждым разом будут укрепляться. Соответственно, и само воспоминание на уровне сознания будет становиться более устойчивым и долговременным. Хотя, помимо обычного механического повторения на качество запоминания также влияют и другие факторы.

Факторы, влияющие на скорость запоминания

1. Эмоции

Как известно, эмоционально насыщенные события всегда оставляют ярчайший след в памяти человека. По тому же принципу информация, сопряженная с большой радостью или великим огорчением, непременно запомнится глубоко и надолго.

2. Концентрация

Умение абстрагироваться от внешних отвлекающих факторов и сосредотачиваться на объекте запоминания играет также немалую роль. В связке с умением концентрироваться, конечно, находятся и мотивация к запоминанию, и сила воли.

3. Интерес

Это одно из наиболее продуктивных состояний для запоминания. Интерес к чему-либо высвобождает невероятный энергетический потенциал, и человек попадает в так называемое состояние потока. Многим наверняка знакомо состояние, когда какое-то занятие захватывает настолько, что порой забывается даже потребность в еде и сне.

4. Физическое и психологическое состояние

Очевидно, что в гармоничном состоянии человек будет более эффективен. Совсем другое дело, когда ресурсы организма истощены недосыпанием, плохим питанием, болезнью или эмоциональным напряжением. В этом случае для полноценной деятельности мозга просто не будет хватать энергии.

5. Важность и полезность информации

Легче мы запоминаем то, что применимо в нашей повседневной жизни. Защитные механизмы мозга бесполезную информацию быстро стирают из оперативной памяти, дабы не происходила перегрузка. Как пример, иностранный язык быстро забудется, если отсутствует постоянная языковая практика.

Методы быстрого запоминания

1. Ассоциации

С помощью ассоциаций можно создать связи между новой незнакомой информацией и уже хорошо изученной старой. Этот метод особенно хорош, когда нужно заучить что-то с максимальной точностью. Например, отрывок из художественного произведения, стихотворение, иностранные слова, набор символов, или теоретическое определение.

Примеры различных типов ассоциаций:

  • Созвучие: ионная пара – конная пара;
  • Простые ассоциации: сноуборд – зима – снег – север – олень — рога;
  • Конкретизирующие понятия: млекопитающее – корова, ягода – ежевика;
  • Подобие форм и красок: графит – ночь, планета – шар

2. Структурирование

Быстро усвоить информацию поможет разбиение ее на логические разделы и построение между ними причинно-следственных связей.

Например, в истории точками разделения могут служить некие переломные моменты: начало войны, заключение договора, реструктуризация в правительстве, революция. А связи будут формироваться вокруг этих ключевых точек при анализе предшествующих и последующих событий (например: причины войны, последствия войны);

3. Эмоциональное наполнение

Как ранее было отмечено, лучше запоминается то, что несет яркий эмоциональный окрас. Потому, связывая заучиваемую информацию с личными душевными переживаниями, можно значимо ускорить этот процесс. Текст, драматично прочитанный с соответствующей жестикуляцией и мимикой, запомнится гораздо лучше и быстрее, чем он же, но прочитанный монотонно и бесчувственно;

4. Намерение

Предварительная волевая настройка на то, чтобы выучить заданный объем информации, также повысит эффективность запоминания;

5. Практические примеры

Долгосрочному запоминанию способствует осознание применимости изучаемого материала в реальных жизненных ситуациях. Потому из любой познаваемой информации важно выносить собственные выводы: этические уроки, актуальные законодательные прецеденты или бытовые хитрости. Все, что несет в себе практическую пользу, надолго укоренится в памяти.

Комплексное применение вышеизложенных методов позволит ощутимо сократить затраты времени на запоминание. А в качестве бонуса скучная зубрежка трансформируется в увлекательную практику познания.

С того момента, как хомосапиэнс спустился с дерева, взял палку и начал обустраивать ареал своего обитания, перед ним возникла потребность в накоплении опыта и передаче его подрастающему поколению.

До появления письменности, информация передавалась в устной форме от отца к сыну. В связи с этим возникала необходимость в использовании техник, которые помогали бы запоминать большие объемы информации.

За это время, человечество придумало огромное количество техник запоминания, начиная от рифмования новой информации, заканчивая продвинутыми мнемоническими приемами и методами.

В данной статье мы поговорим о плюсах и минусах некоторых из них. А также порассуждаем о том, какой должна быть эффективная система запоминания.

ВАЖНО: Суть любой техники запоминания сводиться к созданию связей между запоминаемой информацией.
Почему так? Читаем статью «Как устроена наша память?» .

Итак, начинаем.

Техника запоминания №1. Рифмование

Исходя из названия я думаю вам понятно о чем идет речь. Суть метода сводится к составлению стихов из запоминаемой информации. В данном методе есть несколько существенных недостатков.

Во-первых, у вас должен быть талант А.С. Пушкина для того чтобы зарифмовать, например, последовательность из нескольких десятков цифр. Во-вторых, данный метод не предназначен для скоростного запоминания большого объема информации.

Из плюсов... . Пожалуй, только развитие поэтических навыков.

Пример:
а) Нужно запомнить последовательность цифр 8,9,3,4,6,7,2,4,5.
Для этого составляем рифму.
Восемь, девять, три, четыре
Я один в своей квартире
Шесть, семь, два, четыре, пять
Я иду тебя искать

Техника запоминания №2. Составление истории или рассказа

Данный метод прост в применении и не требует специальных навыков. Суть его сводиться к составлению рассказа в котором в качестве действующих лиц будут зрительные образы, связанные с запоминаемой информацией.


Например, вам нужно запомнить тот же самый список покупок - молоко, сыр, батон, яблоки, мыло. Для этого мы составляем рассказ в котором главными героями будут продукты из нашего списка.

Пример:
Представьте...
Вы открываете дверь в магазин и … тут, вас подхватывает волна молочной реки, которая вытекает из открытых дверей. Вам чудом удается ухватиться за кусок сыра, проплывающий мимо. Держась за спасительный сыр, вы доплываете до необычного острова, на котором, вместо листьев на деревьях, растут батоны. Вы чувствуете что голодны, подбираете с земли камень, чтобы попробовать сбить батон, и тут, камень превращается сочное красное яблоко. Вы удивлены. Подносите яблоко ко рту и хотите попробовать его на вкус. Кусаете и понимаете, что у вас во рту кусок мыла. Морщитесь. Отбрасываете его в сторону.

Вот такая история у нас получилась. Немного бредовая, но свою задачу она выполняет. Список покупок мы запомнили.

У этого метода есть особенность - чем необычнее будет история, тем лучше вы ее запомните. Теперь о достоинствах и недостатках этого метода.

Плюсы:
- прост в применении;
- не требует специальной подготовки;
- достаточно универсален.

Минусы:
- большие временные затраты;
- ограничение в объеме запоминаемых данных (например, список из 20 или 30 элементов будет сложно запомнить).

Техника запоминания № 3. Составление фраз по первым буквам

С этой техникой запоминания информации вы знакомы со школьной скамьи. Для запоминания цветов радуги вам предлагали выучить такую фразу: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. По сути, в этой фразе закодирована последовательность цветов - Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый.

Данная техника имеет ограниченное применение. В основном она применяется для запоминания последовательности абстрактных понятий, которые невозможно представить в виде зрительных образов. Например, список состоящий из слов: любовь, счастье, мир, благодарность, уважение, лучше запоминать при помощи данной техники. Так как, эти слова не имеют зрительных образов. Во всех остальных случаях, целесообразно использовать другие техники.

Техника запоминания № 4. Метод Цицерона

Данная техника имеет много названий «Метод Цицерона», «Метод мест», «Дорога Цицерона», «Метод локации» и т. д. Этот метод имеет давнюю историю и является одной из самых древних техник запоминания информации.


Суть данной техники сводится к следующему. Вы выбираете хорошо знакомое помещение. Выделяете предметы, которые находятся в помещении. Причем в определенной последовательности по часовой или против часовой стрелки. Например, в помещении по часовой стрелке находится стол, книжный шкаф, кровать, телевизор, тумбочка.

В последствии, при запоминании списка, мы мысленно накладываем образы запоминаемых вещей на выделенные предметы интерьера.

Молоко мы размещаем на столе. На полке книжного шкафа у нас будет лежать сыр. На кровати укрытый одеялом:) лежит батон. Из экрана телевизора свисает ветвь с яблоком, а на тумбочке лежит кусок мыла.

Соединяя образ с предметом интерьера, мы мысленно фиксируем связь на 5 секунд. После этого переходим к следующему образу.

В последствии, для того чтобы вспомнить список продуктов, мы мысленно перемещаемся по комнате по заранее определенному маршруту от одного предмета к другому.

В отличии от предыдущих техник, данный метод имеет много достоинств и эффективно используется во многих современных системах запоминания информации.

Во-первых, это высокая скорость запоминания информации. При условии, что вы заранее сформировали систему вспомогательных образов на которые в последствии будет фиксироваться новая информация.

Во-вторых, объем запоминаемой информации ограничен только количеством предметов интерьера - вспомогательных образов. А их количество безгранично, т. к. вы можете постоянно расширять объем вашей пространственной памяти.

Итак, в данной статье представлены некоторые из техник запоминания информации. Каждая из них имеет положительные и отрицательные стороны. Как показывает практика, эффективная система запоминания информации включает в себя лучшее из каждой техники.

Авторские техники запоминания информации

Это достаточно обширная область, которая включает в себя как узкоспециализированные, так и универсальные методики запоминания информации.

Узкоспециализированные техники максимально адаптированы для работы с определенным видом информации: числа, карты, иностранные языки и т.п. Такие техники имеют проработанные шаблоны образов, которые позволяют значительно повысить скорость запоминания информации. Подобные методики применяются участниками соревнований по скоростному запоминанию, либо специалистами узкой профессиональной области.

Универсальные методики мнемотехники позволяют работать с разнообразными видами информации, что более предпочтительно в повседневной жизни. Поняв общие идеи и принципы работы памяти вы можете сформировать собственную технику запоминания информации, которая будет полностью адаптирована под ваши особенности и потребности.

Если вы хотите освоить универсальную ЭФФЕКТИВНУЮ авторскую систему запоминания информации рекомендую обратить внимание на раздел

Введение

Память как способность запечатлевать и сохранять, впечатления дарована человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею мы учимся всю жизнь. Люди с древних времен старались изобретать приемы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколение под общим названием "мнемотехника" (от греч. "мнемо" - память). На протяжении детства ребенок начинает последовательно вступать в права владения собственной памятью.
С точки зрения известного психолога П. П. Блонского, раньше всего дети сохраняют в памяти выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах.

1. Существует память произвольная и непроизвольная . При непроизвольном запоминании объекты запечатлеваются в памяти без приложения со стороны человека каких-то волевых усилий. При произвольном запоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить.

2. Память можно также разделить на непосредственную и опосредованную . При непосредственном (механическом) запоминании процесс сохранения информации происходит без участия мышления, т.е. без осмысления материла, без установления логической структуры и использования ассоциативных приемов запоминания. В обычной жизни это называется "зазубрил". При опосредствованном логикой, мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить.
В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание.

3. Существует также несколько видов памяти, выделяемых по времени сохранения информации: кратковременная память , позволяющая удерживать полученную информацию в течение короткого времени, около 20 секунд; долговременная память , предназначенная для хранения информации в течение длительного времени; оперативная память , удерживающая информацию в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения какого-либо действия или операции. Недостатки каждого из видов памяти приводят к нарушению ее работы в целом.

4. Также память классифицируют по типу запоминаемой информации: зрительная , слуховая , двигательная ; память на слова, цифры, лица и т.д.

5. Память субъективна и подвержена искажениям, т.к. воспоминания видоизменяются после каждого их извлечения.

Двигательная память

Двигательная память обнаруживает себя уже в младенчестве, когда малыш начинает схватывать руками предметы, учится ползать, ходить. В раннем возрасте ребенок учится бегать, прыгать, умываться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. В дошкольном возрасте работа двигательной памяти становится все более сложной. Занятия спортом, танцами, игрой на музыкальных инструментах предполагают умения ребенка запоминать, сохранять и воспроизводить в определенном порядке все более сложные движения. Это, конечно же, требует специальной тренировки под руководством взрослого, который сначала показывает детям последовательность движений, а затем следит за правильностью их выполнения.

Эмоциональная память


Эмоциональная память хранит впечатления об отношениях и контактах с окружающим, предостерегает от возможных опасностей или же, наоборот, подталкивает к действиям.
Например, если вдруг ребенок обжегся о горячий утюг или был исцарапан кошкой, то полученные впечатления могут ограничивать его любопытство в будущем лучше всяких запретительных слов взрослых. Или же ребенок просит родителей о просмотре определенного фильма, который он уже много раз смотрел. Рассказать его содержание малыш не может, но зато помнит, что этот фильм очень смешной. Так действует память чувств.
Особенно богата детская память образами отдельных конкретных объектов, когда-то воспринятых ребенком: вкус напитка и торта, запах мандаринов и цветов, звуки музыки, мягкая на ощупь шерстка кошки и т. п. Это образная память - память на то, что воспринимается при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. Поэтому образную память подразделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную. В связи с тем, что у человека наиболее важное значение имеют зрение и слух, лучше всего обычно развиты зрительная и слуховая память.

Эйдетическая память

У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти - эйдетическая память. Ее называют иногда фотографической памятью: ребенок, словно фотографируя, очень быстро, ярко, четко запечатлевает в памяти определенные объекты и потом легко может их вспомнить до мелочей, он как бы снова видит их и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память - возрастная особенность дошкольников, при переходе в младший школьный возраст дети обычно утрачивают эту способность.

Д. Б. Эльконин : "Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д. Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует".
Следует отметить и такую особенность детской памяти. Представления детей о малознакомых вещах часто оказываются смутными, нечеткими и хрупкими. Например, после посещения зоопарка сохранившиеся в памяти ребенка образы животных тускнеют, сливаются, "спутываются" с образами других объектов. Фрагментарность (клочкообразность) детских представлений - это следствие разрозненности их восприятия. Кое-что выпадает со временем, кое-что искажается или подменяется другим. Такая ошибка памяти - прямое следствие незрелости детского восприятия и неумения детей пользоваться своей памятью.

Словесная память

Словесная память - память на информацию, представленную в словесной форме, - развивается у дошкольника параллельно с развитием речи. Задачу припоминания слов взрослые начинают ставить перед детьми уже в раннем детстве. Они спрашивают у ребенка названия отдельных предметов, имена людей, которые находятся с ним рядом. Такое припоминание важно, прежде всего, для развития общения и отношений ребенка с другими людьми. В младшем дошкольном возрасте ребенок особенно хорошо запоминает стихи, песенки и потешки, то есть те словесные формы, которые имеют определенную ритмичность, звучность. Их смысл ребенку может быть не совсем понятен, но они прекрасно запечатлеваются в памяти именно благодаря внешнему звуковому рисунку, к которому ребенок очень чувствителен. Запоминание литературных произведений - сказок, стихотворений - в старшем дошкольном возрасте происходит через развитие сопереживания их героям, а также благодаря осуществлению мысленных действий с персонажами.
Так, в исследованиях Р. И. Жуковской показано, что малыши лучше запоминают стихотворения, в которых они могут прямо поставить себя на место действующего лица. Средние и старшие дошкольники лучше запоминают стихи с помощью активных игровых или мысленных действий. Например, мальчик после троекратного чтения стихотворения запомнил всего 3 строчки; после участия в драматизированной игре по этому стихотворению - 23 строчки; после повторной игры и показа картинок - 38 строчек. Таким образом, активное действие - игровое или мысленное - значительно повышает словесное запоминание.

Логическое запоминание

Для старших дошкольников становятся доступны и элементы логического запоминания, которое основывается не на дословном, механическом воспроизведении материала, а на определенных схваченных ребенком нормах изложения. Этот вид памяти проявляется обычно при запоминании понятного детям содержания. Например, пересказывая сказку, дети могут, не нарушая последовательности изложения материала, упускать какие-то подробности или добавлять свои. Так, если обучать старших дошкольников тому, как осуществлять выбор картинок к слову, чтобы потом по картинкам припомнить слова, то дети постепенно усваивают такие приемы логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка(по3.М.Истоминой).

Непроизвольная память

Детская память удивительно пластична. Стишки, песенки, реплики героев фильмов и мультфильмов, незнакомые иностранные слова, кажется, словно "прилипают" к ребенку. Ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Он запоминает то, на что обращено его внимание, что произвело на него впечатление, что было интересно. Это непроизвольная память . Психолог П. И. Зинченко, исследовавший непроизвольное запоминание, выявил, что его продуктивность увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребенку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (придумывание слов, установление конкретных связей). Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают придумать какое-то слово к картинке или же разложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора и т. п.

Произвольная память

В возрасте четырех-пяти лет начинает складываться произвольная память, которая предполагает, что ребенок заставляет себя запомнить что-то с помощью воли. Самый простой пример проявления произвольной памяти - ситуация, когда ребенок старательно заучивает стихотворение перед утренником. Рассмотрим, как действует произвольная память. Сначала ребенок лишь выделяет задачу: "Надо запомнить стихотворение". Необходимыми приемами для запоминания он при этом еще не владеет. Их дает взрослый, организуя повторение отдельных строчек, затем строф, а также направляет припоминание вопросами "А что было потом?", "А дальше?". Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания и в конце концов осознает необходимость этих специальных действий запоминания (повторения, прослеживания смысловой последовательности и т. п.).
Существуют особенности развития памяти, связанные с полом ребенка. У мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого полушарий, которые существенно отличаются по своим функциям. Установлено, что у девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария по сравнению с мальчиками, а у мальчиков по сравнению с девочками - правого. Какое это имеет отношение к памяти? Учеными выявлено, что левое полушарие в большей степени, чем правое, ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции. Правому же полушарию принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций.
Важным моментом в развитии памяти в дошкольном возрасте становится то, что она начинает занимать существенное место в развитии личности ребенка. Ребенок начинает помнить самого себя. Психолог А. Н. Раевский установил, что 10,8 процента наиболее ранних воспоминаний взрослых относятся к двум годам, 74,9 процента воспоминаний относятся к трем-четырем годам, 11,3 процента приходится на пятый год жизни, а 2,8 процента - на шестой. Дошкольник все чаще обращается к взрослым с такого рода просьбами: "Расскажи, какой я был, когда был маленьким", и такого рода вопросами: "А помнишь, вчера ты сказал..." Растущему ребенку важно и интересно улавливать связь между прошлым и настоящим. Так происходит развитие его памяти и становление его внутреннего мира.

Заключение

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется человеком в его дальнейшем поведении. Постоянное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает ее. Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга.
Память – это основа психической жизни человека, основа нашего сознания. Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.
Память человека тесно связана с его мышлением, волей, чувствами и другими психическими процессами.
Память необходима человеку. Она позволяет ему накоплять, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт и некоторую часть опыта других людей, которые усваивает человек в виде знаний, умений и навыков.

В заключение, несколько слов о полезной для памяти пищи, которая обязательно должна быть в рационе ребенка.

Во-первых , кормить малыша надо понемногу, но часто, чтобы поддерживать стабильный уровень сахара в крови: это важно для оптимальной работы мозга. Врачи рекомендуют отдавать предпочтение следующей пищи: цельнозерновым продуктам, орехам, семечкам, сыру, жирным сортам рыбы, бобовым, гречневой крупе, фруктам и овощам. В них высока концентрация полезных веществ и витаминов, которые очень полезны для мозга и его кровоснабжения. Очень полезны некоторые виды растительных масел: оливковое, соевое, подсолнечное, арахисовое. А вот "быстрые сахара", содержащиеся в сахаре, конфетах, пирожных, плохо усваиваются в организме и могут вызвать ухудшение памяти. Так что сладкоежкам грозит не только кариес.

Во-вторых , надо дополнять рацион ребенка следующими пищевыми добавками: поливитаминно-минеральными препаратами, витамином Е, рыбьим жиром.

В-третьих , не забывать о физической нагрузке, спорте. Ежедневные полчаса интенсивной физической зарядки улучшают кровоснабжение мозга более чем на 24 часа и помогают крепко спать. Прерывистый сон и недосыпание способствуют забывчивости.

Литература

1. http://www.detskiysad.ru/ (детский сад. ру)

2. http://adalin.mospsy.ru/ (психологический центр «адалин»)

3. http://www.karapuz.kz/ (сайт карапуз)

Дошкольное детство -- особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет "и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа.

Как часто взрослые, наблюдая, с какой легкостью ребенок схватывает новую информацию, делают прогнозы и строят далеко идущие планы. Через какое-то время оказывается, что не всем нашим планам дано осуществиться. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того. Дошкольный период -- эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. К концу дошкольного периода (6--7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Элементы произвольного запоминания -- это главное достижение дошкольного периода.

Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения.

Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти -- наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д.

Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью классификации, группировки. Известны положительные примеры, когда психологи и педагоги занимались целенаправленным обучением дошкольников приемами классификации и группировки в целях запоминания (Житникова Л. М. Учите детей запоминать. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1985).

Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Дошкольник младшего возраста (3--4 года), как показывают психологические исследования, запоминает произвольно чрезвычайно мало материала. В среднем из 15 названных ему слов он запоминает лишь 2,12 слова. Можно с уверенность сказать, что дети этого возраста еще не готовы использовать для запоминания какие-либо вспомогательные средства: картинки, подсказки, вопросы только мешали ребенку запоминать. Значительно лучше обстоят дела с произвольным запоминанием в старшем дошкольном возрасте.

Дети 5--7 лет из 15 предложенных слов правильно воспроизводили 4,55 слова. Кроме того, большинство детей этого возраста (более 80%) уже способны привлекать для запоминания вспомогательные средства, в частности, картинки. В этом случае объем запоминания возрастает почти в два раза и составляет в среднем 8,25 слов. По всей вероятности, увеличение количества запоминаемой информации вызвано не только появлением произвольной памяти, но и культурной, опосредованной.

Индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не вес, а люди с плохой памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный характер. То, что соответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно. Во-вторых, индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы говорим, что у человека хорошая память, если он отличается

  • 1) быстротой запоминания,
  • 2) прочностью сохранения,
  • 3) точностью воспроизведения
  • 4) так называемой готовностью памяти.

Но память может быть хорошей в одном отношении и плохой -- в другом.

Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.

  • 1. Наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием.
  • 2. Медленное запоминание сочетается с медленным забыванием.
  • 3. Быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием.
  • 4. Наиболее низкой продуктивностью отличается память, характеризующаяся медленным запоминанием и быстрым забыванием.

С особенностями личности, с особенностями деятельности человека связано преимущественное формирование одного из видов памяти. Так, у артистов хорошо развита эмоциональная память, у композиторов -- слуховая, у художников -- зрительная память, у философов -- словесно-логическая.

Преимущественное развитие образной или словесной памяти находится в связи с соотношением первой и второй сигнальных систем, с типологическими особенностями высшей нервной деятельности. Художественный тип отличается преимущественным развитием образной памяти, мыслительный тип -- преобладанием словесной памяти.

Развитие памяти зависит также от профессиональной деятельности человека, так как в деятельности психика не только проявляется, но и формируется: композитор или пианист лучше всего запоминает мелодии, художник -- цвет предметов, математик -- типы задач, спортсмен -- движения.

Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал,-- зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти. Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях и особенно в речевых движениях. Это люди, обладающие двигательным типом памяти (в частности, рече-двигательным).

Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, -- то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти.

Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.

Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти.

Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы.

Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов у разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т. е. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.

В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того.

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка. Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представления. На протяжении дошкольного возраста значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов.

Словесно-логическая память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Дошкольный период - эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр. Элементы произвольного поведения - это главное достижение дошкольного возраста. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний.

К концу дошкольного детства у ребенка появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.

Однако тот факт, что память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, не значит, что следует удовольствоваться этим фактом. Наоборот, следует максимально развивать память ребенка в период, когда к этому располагают все факторы. Поэтому можно говорить о развитии памяти ребенка начиная с раннего детства.

Достоверно известно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время - потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Дошкольники необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты.

С точки зрения известного психолога П.П. Блонского, раньше всего дети сохраняют в памяти выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах.

Двигательная память обнаруживает себя уже в младенчестве, когда малыш начинает схватывать руками предметы, учится ползать, ходить. В раннем возрасте ребенок учится бегать, прыгать, умываться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки.

В дошкольном возрасте работа двигательной памяти становится все более сложной. Занятия спортом, танцами, игрой на музыкальных инструментах предполагают умения ребенка запоминать, сохранять и воспроизводить в определенном порядке все более сложные движения. Это, конечно же, требует специальной тренировки под руководством взрослого, который сначала показывает детям последовательность движений, а затем следит за правильностью их выполнения.

Эмоциональная память хранит впечатления об отношениях и контактах с окружающим, предостерегает от возможных опасностей или же, наоборот, подталкивает к действиям.

Особенно богата детская память образами отдельных конкретных объектов, когда-то воспринятых ребенком: вкус напитка и торта, запах мандаринов и цветов, звуки музыки, мягкая на ощупь шерстка кошки и т. п. Это образная память - память на то, что воспринимается при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния.

Поэтому образную память подразделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную. В связи с тем, что у человека наиболее важное значение имеют зрение и слух, лучше всего обычно развиты зрительная и слуховая память.

У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти - эйдетическая память. Ее называют иногда фотографической памятью: ребенок, словно фотографируя, очень быстро, ярко, четко запечатлевает в памяти определенные объекты и потом легко может их вспомнить до мелочей, он как бы снова видит их и может описать во всех подробностях.

Эйдетическая память - возрастная особенность дошкольников, при переходе в младший школьный возраст дети обычно утрачивают эту способность.

Д.Б. Эльконин: "Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д. Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует".

Следует отметить и такую особенность детской памяти. Представления детей о малознакомых вещах часто оказываются смутными, нечеткими и хрупкими. Например, после посещения зоопарка сохранившиеся в памяти ребенка образы животных тускнеют, сливаются, "спутываются" с образами других объектов.

Фрагментарность (клочкообразность) детских представлений - это следствие разрозненности их восприятия. Кое-что выпадает со временем, кое-что искажается или подменяется другим. Такая ошибка памяти - прямое следствие незрелости детского восприятия и неумения детей пользоваться своей памятью.

Словесная память - память на информацию, представленную в словесной форме, - развивается у дошкольника параллельно с развитием речи. Задачу припоминания слов взрослые начинают ставить перед детьми уже в раннем детстве. Они спрашивают у ребенка названия отдельных предметов, имена людей, которые находятся с ним рядом. Такое припоминание важно, прежде всего, для развития общения и отношений ребенка с другими людьми.

В младшем дошкольном возрасте ребенок особенно хорошо запоминает стихи, песенки и потешки, то есть те словесные формы, которые имеют определенную ритмичность, звучность. Их смысл ребенку может быть не совсем понятен, но они прекрасно запечатлеваются в памяти именно благодаря внешнему звуковому рисунку, к которому ребенок очень чувствителен.

Запоминание литературных произведений - сказок, стихотворений - в старшем дошкольном возрасте происходит через развитие сопереживания их героям, а также благодаря осуществлению мысленных действий с персонажами.

Так, в исследованиях Р. И. Жуковской показано, что малыши лучше запоминают стихотворения, в которых они могут прямо поставить себя на место действующего лица. Средние и старшие дошкольники лучше запоминают стихи с помощью активных игровых или мысленных действий. Например, мальчик после троекратного чтения стихотворения запомнил всего 3 строчки; после участия в драматизированной игре по этому стихотворению - 23 строчки; после повторной игры и показа картинок - 38 строчек. Таким образом, активное действие - игровое или мысленное - значительно повышает словесное запоминание.

Для старших дошкольников становятся доступны и элементы логического запоминания, которое основывается не на дословном, механическом воспроизведении материала, а на определенных схваченных ребенком нормах изложения. Этот вид памяти проявляется обычно при запоминании понятного детям содержания.

Например, пересказывая сказку, дети могут, не нарушая последовательности изложения материала, упускать какие-то подробности или добавлять свои. Так, если обучать старших дошкольников тому, как осуществлять выбор картинок к слову, чтобы потом по картинкам припомнить слова, то дети постепенно усваивают такие приемы логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка (по 3. М. Истоминой).

Детская память удивительно пластична. Стишки, песенки, реплики героев фильмов и мультфильмов, незнакомые иностранные слова, кажется, словно "прилипают" к ребенку. Ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Он запоминает то, на что обращено его внимание, что произвело на него впечатление, что было интересно. Это непроизвольная память.

Психолог П. И. Зинченко, исследовавший непроизвольное запоминание, выявил, что его продуктивность увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребенку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (придумывание слов, установление конкретных связей). Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают придумать какое-то слово к картинке или же разложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора и т. п.

В возрасте четырех-пяти лет начинает складываться произвольная память, которая предполагает, что ребенок заставляет себя запомнить что-то с помощью воли. Самый простой пример проявления произвольной памяти - ситуация, когда ребенок старательно заучивает стихотворение перед утренником.

Рассмотрим, как действует произвольная память. Сначала ребенок лишь выделяет задачу: "Надо запомнить стихотворение". Необходимыми приемами для запоминания он при этом еще не владеет. Их дает взрослый, организуя повторение отдельных строчек, затем строф, а также направляет припоминание вопросами "А что было потом?", "А дальше?". Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания и, в конце концов, осознает необходимость этих специальных действий запоминания (повторения, прослеживания смысловой последовательности и т. п.).

Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением складываются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, которому надо купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Существуют особенности развития памяти, связанные с полом ребенка. У мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого полушарий, которые существенно отличаются по своим функциям. Установлено, что у девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария по сравнению с мальчиками, а у мальчиков по сравнению с девочками - правого. Какое это имеет отношение к памяти? Учеными выявлено, что левое полушарие в большей степени, чем правое, ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции. Правому же полушарию принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций.

Важным моментом в развитии памяти в дошкольном возрасте становится то, что она начинает занимать существенное место в развитии личности ребенка. Ребенок начинает помнить самого себя. Психолог А. Н. Раевский установил, что 10,8 процента наиболее ранних воспоминаний взрослых относятся к двум годам, 74,9 процента воспоминаний относятся к трем-четырем годам, 11,3 процента приходится на пятый год жизни, а 2,8 процента - на шестой.

Дошкольник все чаще обращается к взрослым с такого рода просьбами: "Расскажи, какой я был, когда был маленьким", и такого рода вопросами: "А помнишь, вчера ты сказал..." Растущему ребенку важно и интересно улавливать связь между прошлым и настоящим. Так происходит развитие его памяти и становление его внутреннего мира.

Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты индивидуальных особенностей памяти у детей дошкольного возраста, мы пришли к выводам:

  • 1. Память - это психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала.
  • 2. Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание - происходит при восприятии человеком предметов и явлений, что приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи (следы памяти). Запоминание может быть как произвольным, так и непроизвольным, т.е. протекать независимо от воли человека Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование; и быть смысловым, т.е. логическим.

Сохранение - это процесс, когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того, как исчезают возбудители, которые их вызвали.

Воспроизведение, наряду с запоминанием, составляет основу мнемической деятельности этап вспоминания лежит в основе познавательных процессов. Воспроизведение проходит в три фазы: узнавание, припоминание и репродукция или реминисценция

Забывание - процесс противоположный сохранению.

Процессы нашей памяти взаимосвязаны со всеми психическими процессами, и особенно - что имеет исключительно важное значение - с процессами мышления. Человеческая память - сознательный, осмысленный процесс. Это ее характерная стержневая черта. Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, от которых зависит, насколько продуктивна память человека это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём запоминания и воспроизведения.

3. Память в дошкольном возрасте, по представлению В.С. Мухиной, носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было направлено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.

Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Так, при простом запоминании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают эти картинки разложить по своим местам, например отложить отдельно изображения для сада, кухни, детской комнаты, двора. Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления.

Следующая глава будет посвящена опытно-экспериментальному исследованию особенностей развития памяти у детей дошкольного возраста.